Як-141 – первый в мире сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом

13 июня 2023
850 0 0

Як-141 был многоцелевым истребителем с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП).

Як-141 – первый в мире сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом

Многоцелевой сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом и посадкой ЯК-141 в Музее военно-воздушных сил в Монино - Фото: Кавашкин Борис/ИТАР-ТАСС

Разработка этого самолета началась в 1975 году. Он должен был стать первым сверхзвуковым самолетом с возможностью вертикального взлета и посадки. Кроме того, он должен был иметь вооружение и РЛС, не уступающие фронтовым истребителям. Стоит отметить, что ОКБ Яковлева уже имело большой опыт создания самолетов с возможностью вертикального взлета и посадки, таких как Як-36 и Як-38. Последнее было успешно испытано во время советской войны в Афганистане. Однако советское правительство и военные не были полностью удовлетворены его характеристиками, особенно из-за малой дальности действия и плохих электронных систем. Также Як-38 уступал британскому «Харриеру». Поэтому в 1975 году ОКБ Яковлева было поручено разработать более мощный и беспрецедентный самолет со сверхзвуковой скоростью, возможностью вертикального взлета и посадки, большей дальностью полета и мощным вооружением, способный взлетать с авианосцев.

Конструкторы ОКБ выяснили, что двухмоторная схема Як-38 и «Харриер» не подходит для нового самолета. Вместо этого они создали компоновку с одним двигателем, который мог поворачиваться на 95 градусов вниз, с двумя дополнительными двигателями вертикальной тяги, расположенными в середине фюзеляжа, сразу за центром тяжести. Они включались только при вертикальном взлете, вертикальной посадке и зависании. Инженерам пришлось растянуть корпус самолета для аэродинамической устойчивости. Вот почему Як-141 крупнее своего предшественника Як-38.

Первоначально обсуждалась схема «утка» с одним двигателем квадратной формы, однако вскоре от этой идеи отказались из-за малой маневренности и технических проблем, хотя такая схема была малозаметной.

Первые опытные образцы Як-141 были построены в 1987 году. Всего было построено 4 самолета, два для статических и два для летных испытаний. В том же году самолет совершил первый полет и начались испытательные полеты. Летные испытания были успешно проведены в 1990 году, когда изготовленный самолет прошел полную программу испытаний, включающую вертикальный взлет и посадку, укороченный взлет, полет на сверхзвуковой скорости с последующим замедлением до висения и так далее. Летчику-испытателю Синицыну удалось установить 12 мировых рекордов во время первых испытаний. Одним из рекордов было достижение вертикального взлета на 12 километров. После этого полета новый самолет получил обозначение Як-141. В 1991 году два опытных самолета совершили первую вертикальную посадку на легкий авианосец класса «Баку» (позднее переименованный в «Адмирал Горшков») «Киев».

Як-141 предназначался как для морской авиации, так и для авиации. Основным пользователем был советский флот. С этим самолетом была связана футуристическая и новаторская идея. Идея состояла в том, чтобы создать мобильную взлетно-посадочную платформу, которая имела бы малые габариты и могла бы выдержать вес самолета и горячие струи двигателей. Эта платформа должна была быть установлена на сочлененном гусеничном вездеходе ДТ-30 «Витязь» (который в то время также находился в разработке). 

«Витязь» мог перевозить платформу на такие территории, до которых не добирались обычные внедорожники и не было возможности построить аэродром. Як-141 мог садиться на эту мобильную платформу, заправляться топливом с другого танкера ДТ-30 и продолжать свою миссию. 

Грузоподъемность ДТ-30 составляет 30 тонн, так что такая задача для него не проблема. Реальные испытания Як-141 на базе ДТ-30 были проведены, однако разработка «Витязя» затянулась, и вскоре программа Як-141 оказалась на грани провала. Так что эта беспрецедентная идея, которая могла дать преимущество Советскому Союзу, не была реализована.

Як-141 был способен поражать воздушные, наземные и надводные цели. Он был вооружен одной 30-мм пушкой. Ракетное вооружение включало ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 или Р-27 и ракеты класса «воздух-корабль» Х-31. 

Планировалось, что Як-141 сможет нести разрабатываемые новые ракеты класса «воздух-воздух» Р-77 и противокорабельные крылатые ракеты Х-35. 

Этот многоцелевой истребитель также имел возможность нести неуправляемые боеприпасы класса «воздух-земля» и бомбы. Крылья этого боевого самолета складные, как это принято у палубного самолета.

Многоцелевой истребитель Як-141 не поступил в производство. Финансирование этой программы прекратилось в 1991 году после аварии на авианосце, когда один прототип приземлился при сильном боковом ветре и сильно пострадал. После распада Советского Союза военное финансирование было ограничено. В 1992 году программу Як-141 свернули, как это произошло со многими другими перспективными системами вооружения. Также к 1995 году Россия вывела из эксплуатации все авианосцы класса «Киев», для которых предназначался этот самолет.

В 1992 году Як-141 был представлен на международных авиасалонах в Фарнборо и в 1993 году в Ле Бурже. Посетители высоко оценили этот уникальный самолет. Некоторые страны проявляли интерес к приобретению этого самолета, однако реальных заказов не поступало.

В начале 1990-х «Lockheed Martin» заключила партнерское соглашение с ОКБ Яковлева для дальнейшего развития этого самолета. Результаты этого партнерства неизвестны, однако «Lockheed Martin», возможно, использовала опыт, полученный в этом проекте, при разработке собственного многоцелевого истребителя F-35. Вертикальная подъемная система F-35B очень похожа на Як-141. Многоцелевой истребитель F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки достиг начальной эксплуатационной готовности Корпуса морской пехоты США в 2015 году. В ближайшем будущем США будут эксплуатировать большое количество этих малозаметных истребителей.

Некоторые источники сообщают, что в 1996 году прототип двигателя Як-141 был продан Китаю. Также сообщается, что в 1998 году Россия передала технологии, связанные с форсунками двигателей. Не исключено, что в ближайшем будущем Китай также разработает отечественный СВВП на основе технологии Як-141.

Поделиться
Комментарии0

Об эффективности работы американского ОПК красноречиво говорит сегодняшнее сообщение о том, что истребители пятого поколения укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II могут списать в США уже в 2026 году.

770 0 0
2 мая 2024Украина

Что станет с французскими войсками на Украине? Вступиться ли НАТО за союзника?

Президент Франции Эммануэль Макрон вновь заговорил об отправке французских войск на Украину....

Ровно 77 лет назад в Берлине советские воины водрузили Знамя Победы над поверженным Рейхстагом.

Британские власти продолжают активно поддерживать режим Зеленского на Украине, поставляя Киеву боеприпасы и военную технику.

16 марта 2024Техника

Рывок на 27 Маха делает противоракетную оборону США бесполезной

Президент России Владимир Путин подчеркнул, что гиперзвуковой планирующий аппарат его страны «Авангард» свел на нет миллиардные инвестиции Соединенных Штатов и их западных союзников в технологии противоракетной обороны....

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины.

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.