Рассматривая вопрос создания беспилотников ретроспективно, можно остановиться на следующих нескольких пунктах.
США работали над разведывательными беспилотниками Lockheed D-21, AQM-34 Firebee, AQM-91, предназначенными для ведения воздушных разведывательных и рекогносцировочных мероприятий методом аэрофотосъёмки. Полеты этих машин осуществлялись по большей части над территорией КНР.
В СССР, в свою очередь, была создана линейка БПЛА-разведчиков, которые вели объективный контроль целей и маршрутов, а также могли измерять радиационный уровень по пути следования. Всего было выпущено около тысячи БПЛА типа Ту-143 «Рейс» и Ту-243 «Рейс-Д», а также Ту-141 «Стриж», в количестве 152 единиц, который изготавливался на Харьковском авиазаводе.
Конечно, первые образцы и модели беспилотных летательных аппаратов были далеки от совершенства и от нынешнего состояния отечественного авиапарка. Сказывается и политическая, и экономическая подоплека тех лет. Однако в период 2014-2015 годов военно-воздушные силы вооруженных сил Украины использовали тот же Ту-143 «Рейс» в ходе вооруженного конфликта на Донбассе.
Разработка моделей второго поколения БПЛА вступила в активную фазу к 1986 года. В то время самой применяемой моделью беспилотника стал американо-израильский RQ-2 Pioneer. Применялся он и в ходе конфликта в Югославии, и в ходе войны в Персидском заливе, и в ходе других вооруженных конфликтов. В том числе – и на Донбассе.
Технический прогресс повлиял на военные проекты жизнь не в меньшей степени, чем на гражданскую жизнь. С каждым годом XXI века конструкции отечественный и зарубежных БПЛА модернизировались.
Еще несколько месяцев назад ВВС ВСУ располагали весьма обширным парков беспилотников различного назначения: и стратегические (американский RQ-4 Global Hawk), и оперативно-тактические (турецкий Bayraktar TB2), и тактические (собственный PD-1 и А1-С «Фурія»), и локального применения (гражданские «игрушки» DJI Phantom, SKYWALKER и им подобные).
Говоря о самом пестрящем в новостных заголовках «Байрактаре», стоит обратить внимание на его характеристики. Bayraktar TB2 обладает максимальной взлетной массой 650 килограмм, грузоподъемностью 55 килограмм, длина его крыла составляет 6,5 метров, крейсерская скорость – 130 км/ч. Радиус действия беспилотника – максимум 300 километров. Из боеприпасов на Байрактаре присутствуют планирующие боеприпасы с лазерной системой наведения на цель: MAM-L и MAM-С.
Контракт на поставку таких комплексов БПЛА между Украиной и Турцией был подписан в 2018 году. По его условиям, ВВС ВСУ получали шесть беспилотников вместе со станциями управления. В 2020 году страны рассматривали возможность запуска совместного производства, что включало сборку БПЛА на украинских заводах, а также использование украинских двигателей.
Относительно недавно стало известно о примерном количестве таких совместно сделанных комплексов. Разведка установила, что в конце февраля 2022 года на вооружении Украины насчитывалось 36 «Байрактаров».
Турецкие беспилотники интересны и потому, что только они в украинской армии способны нести вооружение «воздух-земля».
И все же, каким бы турецкий БПЛА не был «эффективным», наша система ПВО легко с ним справляется. Наши комплексы ПВО, как, например, ЗПРК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор-М2», корабельный ЗРК «Штиль», стоящий на вооружении у фрегата Черноморского Флота «Адмирал Эссен», развеивают не только обломки Bayraktar TB2 по ветру, но и миф о неуязвимости данного БПЛА.
В первые дни спецоперации ВСУ предпринимали попытки использовать свои запасы БПЛА против российских войск, однако их хватило буквально на месяц. Флот БПЛА ВСУ оказался уничтожен, а шансов восстановить его за счет импортных поставок практически не существует.