Техника

Сверхзвуковой ренессанс

Порой они возвращаются… Поклонники «современного» ретро могут быть довольны. Очень похоже, что намечается возвращение сверхзвуковых авиалайнеров. Правда, для этого необходимо еще решить несколько серьезных технических проблем.

26 февраля
Поделиться:

Кончина суперзвуковых пассажирских полетов состоялась в октябре 2003 года, когда British Airways отправила на кладбище самолетов свой последний «Конкорд», англо-французский авиалайнер, который летал вдвое быстрее скорости звука. «Конкорд» появился в семидесятые годы прошлого столетия, однако прогнозы о том, что будущее пассажирской авиации за сверхзвуковыми скоростями, появились еще в сороковые годы ХХ века.

Сейчас понимание того, что скорость авиалайнеров необходимо увеличивать, не исчезло. Тем не менее, вот уже полтора десятилетия ни один пассажирский самолет не может преодолеть скорость звука. Раньше летали быстрее. Сейчас, например, даже дозвуковые самолеты летают медленнее своих аналогов в шестидесятые годы XX века.

В прошлом году гонка за преодоление барьера скорости звука получила новый мощный толчок. В декабре 2017 года аэрокосмический стартап из Невады Aerion, авиагигант Lockheed Martin и изготовитель авиационных двигателей GE Aviation объявили о совместном проекте. Они намерены разработать первый в мире сверхзвуковой авиалайнер бизнесс-класса AS2. Председатель правления Aerion Брайан Барентс выразил надежду, что новый лайнер сможет перевозить до 12 пассажиров на скорости, в 1,4 раза превышающей скорость звука, т.е. он будет летать на 60% быстрее современных пассажирских самолетов.

«Мы полагаем, что условия для сверзвукового ренессанса созрели»,- уверенно заявил он.

Aerion – не единственная авиакомпания, которая надеется разработать сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. В том же декабре, богатом на события, связанные с преодолением скорости звука, только в начале месяца Japan Airlines сообщила о намерении вложить 10 млн долларов в денверский стартап Boom Technology, тоже специализирующийся на преодолении скорости звука. Кроме этого, крупнейшая японская авиалиния пообещала и заказать 20 сверхзвуковых самолетов, когда они будут, естественно, собраны и готовы к полетам. К слову, ждать, возможно, осталось недолго. В Boom сообщили, что по планам первый сверхзвуковой лайнер должен подняться в воздух уже в 2023 году. Предполагается, что он сможет брать на борт 40 пассажиров и летать в 2,2 раза быстрее скорости света.

Japan Airlines не одинока в своей вере в сверхзвуковое будущее авиации. Несколько авиакомпаний уже купили опционы на самолеты Boom. Среди них и известная британская авиалиния Virgin Group, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону.

«Экономические и технические показатели нашего самолета значительно превосходят характеристики «Конкорда»,- утверждает представитель компании Boom Эли Дурадо,- благодаря пятидесяти годам поступательного развития аэрокосмической промышленности. В то время, как «Конкорд» был спроектирован на бумаге, построен из алюминия и оборудован шумными и грязными турбореактивными двигателями, мы запроектировали лайнер при помощи компьютеризированной жидкой динамики, построили его из углеродного волокна и снабдили высокоэффективным и тихим турбовентиляторным двигателем. К этому следует добавить значительно улучшенную эффективность топлива на базе соотношения место/миля».

Инженеры, работающие над обоими проектами, уверяют, что их лайнеры позволят значительно сократить время, необходимое для того, чтобы облететь вокруг земного шара. Барентс, например, утверждает, что AS2 сэкономит 2,5 часа на популярном маршруте Нью-Йорк-Лондон и более пяти часов на перелете с Западного побережья Америки в Сингапур или Сидней.

Но конечно же, такие быстрые полеты смогут себе позволить не все. За удовольствия, которыми в данном случае является скорость, нужно платить. В компании Boom говорят, что сверхзвуковые авиалайнеры смогут предложить билеты в оба конца за 5 тыс. долларов на те маршруты, на которые они стоили на «Конкорде» 20 тыс. долларов в пересчете на современные цены. Т.е. они обещают в четыре раза удешевить стоимость сверхзвуковых полетов. Несмотря на столь существенное снижение цены полета по сравнению с «Конкордом» билет все равно будет стоить в 5-10 раз дороже эконом-класса на обычном самолете. Основными пассажирами новых сверхзвуковых авиалайнеров, таким образом, будут высокооплачиваемые бизнесмены, для которых время дороже денег. Что же касается простых любителей прокатиться с ветерком, то путешествовать быстрее звука смогут себе позволить только очень состоятельные люди.

К тому же, несмотря на все усилия Aerion и Boom остаются технические препятствия. На рынке в данный момент нет двигателей, соответствующим высоким требованиям пассажирских сверхзвуковых самолетов. Остаются и опасения относительно шума, возникающего при преодолении барьера скорости звука и спровоцировавшего ограничения полетов на сверхзвуковых скоростях в времена «Конкорда». Особенно серьезна эта проблема для США, где из-за сильного шума «Конкорды» были запрещены. Эта проблема, конечно, не может не волновать Boom, Aerion, Lockheed Martin и GE Aviation, которые являются американскими компаниями. В Воом надеются, что американские регуляторы со временем согласятся ограничивать не скорость, а уровень звука. Это включит зеленый свет для новых сверхзвуковых лайнеров, которые будут летать тише по сравнению с «Конкордом», но все равно громче, чем современные самолеты. На спасение может прийти какая-нибудь новая технология. Американское аэрокосмическое агентство NASA и Lockheed Martin экспериментируют с технологиями, которые помогут уменьшить шум и превратить удар при преодолении барьера скорости звука в звук, напоминающий легкий шлепок на отдалении. Однако, если инженеры и ученые не сумеют помочь снизить шум, то авиалиниям, специализирующимся на сверхзвуковых перелетах, придется ограничиваться трансокеанскими маршрутами. Кстати, точно такая же ситуация сложилась в свое время и с «Конкордом». Но здесь возникает еще одна серьезная проблема: авиалайнеры и Aerion, и Boom смогут пролетать без дозаправки всего лишь 8 тыс. километров. Увы, этого недостаточно для того, чтобы пересечь Тихий океан за один перелет. К примеру, расстояние между Лос-Анджелесом и Пекином или между Западным Побережьем Америки и Сингапуром превышает 8 тыс. км. Воом придает этой проблеме на своем сайте слегка иронический смысл: «На маршрутах протяженностью свыше 5179 миль (8334 км) самолету просто понадобится сделать остановку для заправки. Такая остановка займет менее часа. Пассажирам при этом не придется даже покидать самолет. Они могут продолжать спокойно спать».

Все правильно, некоторые пассажиры, возможно, и не заметят остановки, но, с другой стороны, подавляющее большинство тех самых «спящих» пассажиров платят дополнительные деньги, причем, деньги немалые за высокую скорость. Едва ли они увидят выгоду дорогого сверхзвукового перелета, если его продолжительность будет лишь немного уступать перелету на обычном самолете.

Сейчас много неясностей, но очевидно одно: сверхзвуковые самолеты не заменят коммерческую пассажирскую авиацию. С другой стороны, очевидно и то, что перейдена красная линия, за которой вопрос о возврате сверхзвуковых лайнеров переходит из плоскости «произойдет ли» в плоскость «когда произойдет». Об этом в частности говорит высокий интерес, который проявляют к разработкам вышеуказанных стартапов, крупные авиакомпании. Инженеры прекрасно понимают проблемы с двигателями и шумом от преодоления барьера скорости звука и утверждают, что они решаемы.

Конечно, путешествовать быстрее скорости звука – дорогое удовольствие, которое по карману далеко не всем, но от действительности не спрятаться: сверхзвуковые лайнеры возвращаются.

 / Главное

Уйти и остаться: Пентагон снова сократил военный контингент в Афганистане

Вашингтон 15 января распространил заявление, что Министерство обороны приняло решение о сокращении военных на базах в Афганистане и Ираке.

15 января

Выйдет ли Россия из Договора по открытому небу?

В ближайшее время Москва может объявить о выходе из Договора по открытому небу (ДОН), либо пересмотре документа.

15 января

Лучшая оборона – нападение: НАТО обвинило Россию в милитаризме

В Североатлантическом альянсе обвинили Россию в усилении присутствия в Балтике, Черном море и Северной Африке.

14 января

Шведские войны: Стокгольм показал, как будет воевать с Россией

Глобальное будущее и войну с Россией показала шведская армия в коротких роликах.

14 января

С «лейкой» и блокнотом

В России 13 января отмечается День российской печати.

13 января

«Искра» холодного 43-го

С 12 по 30 января 1943 года советские войска провели наступательную операцию по прорыву блокады Ленинграда.

12 января

Косовский десант Молдавии

Молдавия отправила военный контингент в непризнанную республику Косово.

12 января

«Канцелярия богов войны» на службе Отечеству

Приказом военного министра № 375 от 9 января 1863 года учреждено Главное артиллерийское управление (ГАУ).

11 января

Из истории погон Вооруженных Сил России

Сегодня трудно представить военнослужащего или сотрудника силовых структур без погон. Именно они указывают на воинское звание или классный чин, определяя тем самым статус человека в форме.

11 января

Китай готовится к войне?

Глава Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин дал указания армии страны по усилению боевой подготовки в 2021 году.

8 января

Лейб-гвардии саперный батальон: инженеры Его Величества

Указом императора Александра I 8 января 1813 года создан лейб-гвардии саперный батальон - первая гвардейская часть в инженерных войсках.

8 января

Не грози Южному Идлибу

На юге Идлибской зоны деэскалации начались упорные боестолкновения боевиков и правительственных сил.

7 января

По надуманному плану

Североатлантический альянс разработал новую программу оперативного развертывания.

7 января

Военный Эрмитаж

6 января 1827 года открылась Военная галерея Зимнего дворца.

6 января
19 ноября день ракетных войск и артиллерии

«Канцелярия богов войны» на службе Отечеству

Приказом военного министра № 375 от 9 января 1863 года учреждено Главное артиллерийское управление (ГАУ).

Угрозы

В поисках утерянного баланса

Двадцать восемь лет назад был ратифицирован ДСНВ-2.

Битва за историю

Героям Порт-Артура

Более ста лет назад завершилась героическая оборона Порт-Артура.

Уроки мужества

Лейб-гвардии саперный батальон: инженеры Его Величества

Указом императора Александра I 8 января 1813 года создан лейб-гвардии саперный батальон - первая гвардейская часть в инженерных войсках.

За рубежом

Китай готовится к войне?

Глава Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин дал указания армии страны по усилению боевой подготовки в 2021 году.

Самое читаемое