Техника

Сверхзвуковой ренессанс

Порой они возвращаются… Поклонники «современного» ретро могут быть довольны. Очень похоже, что намечается возвращение сверхзвуковых авиалайнеров. Правда, для этого необходимо еще решить несколько серьезных технических проблем.

26 февраля
Поделиться:

Кончина суперзвуковых пассажирских полетов состоялась в октябре 2003 года, когда British Airways отправила на кладбище самолетов свой последний «Конкорд», англо-французский авиалайнер, который летал вдвое быстрее скорости звука. «Конкорд» появился в семидесятые годы прошлого столетия, однако прогнозы о том, что будущее пассажирской авиации за сверхзвуковыми скоростями, появились еще в сороковые годы ХХ века.

Сейчас понимание того, что скорость авиалайнеров необходимо увеличивать, не исчезло. Тем не менее, вот уже полтора десятилетия ни один пассажирский самолет не может преодолеть скорость звука. Раньше летали быстрее. Сейчас, например, даже дозвуковые самолеты летают медленнее своих аналогов в шестидесятые годы XX века.

В прошлом году гонка за преодоление барьера скорости звука получила новый мощный толчок. В декабре 2017 года аэрокосмический стартап из Невады Aerion, авиагигант Lockheed Martin и изготовитель авиационных двигателей GE Aviation объявили о совместном проекте. Они намерены разработать первый в мире сверхзвуковой авиалайнер бизнесс-класса AS2. Председатель правления Aerion Брайан Барентс выразил надежду, что новый лайнер сможет перевозить до 12 пассажиров на скорости, в 1,4 раза превышающей скорость звука, т.е. он будет летать на 60% быстрее современных пассажирских самолетов.

«Мы полагаем, что условия для сверзвукового ренессанса созрели»,- уверенно заявил он.

Aerion – не единственная авиакомпания, которая надеется разработать сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. В том же декабре, богатом на события, связанные с преодолением скорости звука, только в начале месяца Japan Airlines сообщила о намерении вложить 10 млн долларов в денверский стартап Boom Technology, тоже специализирующийся на преодолении скорости звука. Кроме этого, крупнейшая японская авиалиния пообещала и заказать 20 сверхзвуковых самолетов, когда они будут, естественно, собраны и готовы к полетам. К слову, ждать, возможно, осталось недолго. В Boom сообщили, что по планам первый сверхзвуковой лайнер должен подняться в воздух уже в 2023 году. Предполагается, что он сможет брать на борт 40 пассажиров и летать в 2,2 раза быстрее скорости света.

Japan Airlines не одинока в своей вере в сверхзвуковое будущее авиации. Несколько авиакомпаний уже купили опционы на самолеты Boom. Среди них и известная британская авиалиния Virgin Group, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону.

«Экономические и технические показатели нашего самолета значительно превосходят характеристики «Конкорда»,- утверждает представитель компании Boom Эли Дурадо,- благодаря пятидесяти годам поступательного развития аэрокосмической промышленности. В то время, как «Конкорд» был спроектирован на бумаге, построен из алюминия и оборудован шумными и грязными турбореактивными двигателями, мы запроектировали лайнер при помощи компьютеризированной жидкой динамики, построили его из углеродного волокна и снабдили высокоэффективным и тихим турбовентиляторным двигателем. К этому следует добавить значительно улучшенную эффективность топлива на базе соотношения место/миля».

Инженеры, работающие над обоими проектами, уверяют, что их лайнеры позволят значительно сократить время, необходимое для того, чтобы облететь вокруг земного шара. Барентс, например, утверждает, что AS2 сэкономит 2,5 часа на популярном маршруте Нью-Йорк-Лондон и более пяти часов на перелете с Западного побережья Америки в Сингапур или Сидней.

Но конечно же, такие быстрые полеты смогут себе позволить не все. За удовольствия, которыми в данном случае является скорость, нужно платить. В компании Boom говорят, что сверхзвуковые авиалайнеры смогут предложить билеты в оба конца за 5 тыс. долларов на те маршруты, на которые они стоили на «Конкорде» 20 тыс. долларов в пересчете на современные цены. Т.е. они обещают в четыре раза удешевить стоимость сверхзвуковых полетов. Несмотря на столь существенное снижение цены полета по сравнению с «Конкордом» билет все равно будет стоить в 5-10 раз дороже эконом-класса на обычном самолете. Основными пассажирами новых сверхзвуковых авиалайнеров, таким образом, будут высокооплачиваемые бизнесмены, для которых время дороже денег. Что же касается простых любителей прокатиться с ветерком, то путешествовать быстрее звука смогут себе позволить только очень состоятельные люди.

К тому же, несмотря на все усилия Aerion и Boom остаются технические препятствия. На рынке в данный момент нет двигателей, соответствующим высоким требованиям пассажирских сверхзвуковых самолетов. Остаются и опасения относительно шума, возникающего при преодолении барьера скорости звука и спровоцировавшего ограничения полетов на сверхзвуковых скоростях в времена «Конкорда». Особенно серьезна эта проблема для США, где из-за сильного шума «Конкорды» были запрещены. Эта проблема, конечно, не может не волновать Boom, Aerion, Lockheed Martin и GE Aviation, которые являются американскими компаниями. В Воом надеются, что американские регуляторы со временем согласятся ограничивать не скорость, а уровень звука. Это включит зеленый свет для новых сверхзвуковых лайнеров, которые будут летать тише по сравнению с «Конкордом», но все равно громче, чем современные самолеты. На спасение может прийти какая-нибудь новая технология. Американское аэрокосмическое агентство NASA и Lockheed Martin экспериментируют с технологиями, которые помогут уменьшить шум и превратить удар при преодолении барьера скорости звука в звук, напоминающий легкий шлепок на отдалении. Однако, если инженеры и ученые не сумеют помочь снизить шум, то авиалиниям, специализирующимся на сверхзвуковых перелетах, придется ограничиваться трансокеанскими маршрутами. Кстати, точно такая же ситуация сложилась в свое время и с «Конкордом». Но здесь возникает еще одна серьезная проблема: авиалайнеры и Aerion, и Boom смогут пролетать без дозаправки всего лишь 8 тыс. километров. Увы, этого недостаточно для того, чтобы пересечь Тихий океан за один перелет. К примеру, расстояние между Лос-Анджелесом и Пекином или между Западным Побережьем Америки и Сингапуром превышает 8 тыс. км. Воом придает этой проблеме на своем сайте слегка иронический смысл: «На маршрутах протяженностью свыше 5179 миль (8334 км) самолету просто понадобится сделать остановку для заправки. Такая остановка займет менее часа. Пассажирам при этом не придется даже покидать самолет. Они могут продолжать спокойно спать».

Все правильно, некоторые пассажиры, возможно, и не заметят остановки, но, с другой стороны, подавляющее большинство тех самых «спящих» пассажиров платят дополнительные деньги, причем, деньги немалые за высокую скорость. Едва ли они увидят выгоду дорогого сверхзвукового перелета, если его продолжительность будет лишь немного уступать перелету на обычном самолете.

Сейчас много неясностей, но очевидно одно: сверхзвуковые самолеты не заменят коммерческую пассажирскую авиацию. С другой стороны, очевидно и то, что перейдена красная линия, за которой вопрос о возврате сверхзвуковых лайнеров переходит из плоскости «произойдет ли» в плоскость «когда произойдет». Об этом в частности говорит высокий интерес, который проявляют к разработкам вышеуказанных стартапов, крупные авиакомпании. Инженеры прекрасно понимают проблемы с двигателями и шумом от преодоления барьера скорости звука и утверждают, что они решаемы.

Конечно, путешествовать быстрее скорости звука – дорогое удовольствие, которое по карману далеко не всем, но от действительности не спрятаться: сверхзвуковые лайнеры возвращаются.

 / Главное

Арктический вездеход «Витязь» против американского «коллеги» CATV

Новейший вездеход для северных широт разработан американской компанией Oshkosh Defense-ST Engineering.

9 апреля

Боевые роботы Франции вступают в дело

Французская военная школа в Коткидане испытала боевых роботов время проходящих учений по действию в городских условиях.

9 апреля

Патрушев: в мире, как на дрожжах, растут новые биолаборатории, находящиеся под контролем США

Секретарь Совета Безопасности Российской обвинил США в разработке биологического оружия у границ России.

8 апреля

Гестапо на службе ЦРУ

Как несколько десятков лет Вашингтон и Берлин укрывали главу венского гестапо Франца Йозефа Хубера.

8 апреля

Как рухнул оплот Восточной Пруссии: 76 лет Кенигсбергской операции

Кенигсбергская битва была одной из последних операций немецкого Восточно-Прусского наступления во время Второй мировой войны.

7 апреля

В состоянии повышенной боевой готовности…

Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу объявил о том, что Вооружённые силы приводятся в состояние повышенной боеготовности.

7 апреля

Страсти «по-украински» - на Западе не могут взять ответственность за воинственную страну

Вашингтон и Брюссель не определились: кому отвечать за вступление Киева в Североатлантический альянс.

6 апреля

Спасти мир от инфекции

Как армия Россия помогает странам бороться с пандемией коронавирусной инфекции.

6 апреля

72 года в состоянии войны: МИД России поздравил НАТО с «Днем рождения»

Прошло 72 года с момента создания Организации Североатлантического договора или просто – НАТО. В МИД России, поздравили альянс упомянув о его настоящих целях и приведя неутешительную статистику.

5 апреля

Сухой паек Армии России и США – кто лучше?

Партия нового сухого пайка для ВДВ, морской пехоты и спецназа испытана десантниками отдельного гвардейского соединения специального назначения ВДВ на учении в Подмосковье.

5 апреля

Защищая наступай: в Киеве проговорились о совместных учениях с НАТО

Украинские власти признались, что планируемые совместные с НАТО учения «Defender Europe 2021» («Защитник Европы-2021) направлены на отработку действий против России.

3 апреля

Чем обернется создание Армии Косово для Балканского полуострова?

Правительство непризнанного Косово намерено построить военную базу и создать собственную армию.

2 апреля

Сохранить историческую правду. Политики бьются за мифы о Второй мировой войне

В Совете Федерации России прошел круглый стол на тему «Информационная политика Российской Федерации и защита исторической правды».

1 апреля

Цена падения: что стало с обороной стран Организации Варшавского договора

30 лет назад не стало главного оппонента НАТО – Организации Варшавского договора (ОВД). О том, что стало со странами-участницами, а точнее с их Вооруженными силами и обстановкой в регионе – в материале «Военной платформы».

1 апреля

Покрывая террор: американские военные в Сирии укрыли на своей базе 40 боевиков ИГ

Соответствующее сообщение опубликовано на сайте Сирийского Арабского новостного агентства («САНА»).

31 марта
Армия

Курилы и Сахалин на замке: Шойгу рассказал о прикрытии дальневосточных рубежей

В Минобороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства, в ходе которого Сергей Шойгу рассказал о ситуации в самых отдаленных регионах Восточного военного округа.

Угрозы

В НАТО решили воевать в киберпространстве

Руководство НАТО пообещало «силовой ответ» на агрессию с применением невоенных средств.

Битва за историю

Цена падения: что стало с обороной стран Организации Варшавского договора

30 лет назад не стало главного оппонента НАТО – Организации Варшавского договора (ОВД). О том, что стало со странами-участницами, а точнее с их Вооруженными силами и обстановкой в регионе – в материале «Военной платформы».

Техника

Боевые роботы Франции вступают в дело

Французская военная школа в Коткидане испытала боевых роботов время проходящих учений по действию в городских условиях.

За рубежом

Чем обернется создание Армии Косово для Балканского полуострова?

Правительство непризнанного Косово намерено построить военную базу и создать собственную армию.

Самое читаемое