Техника

Сверхзвуковой ренессанс

Порой они возвращаются… Поклонники «современного» ретро могут быть довольны. Очень похоже, что намечается возвращение сверхзвуковых авиалайнеров. Правда, для этого необходимо еще решить несколько серьезных технических проблем.

26 февраля
Поделиться:

Кончина суперзвуковых пассажирских полетов состоялась в октябре 2003 года, когда British Airways отправила на кладбище самолетов свой последний «Конкорд», англо-французский авиалайнер, который летал вдвое быстрее скорости звука. «Конкорд» появился в семидесятые годы прошлого столетия, однако прогнозы о том, что будущее пассажирской авиации за сверхзвуковыми скоростями, появились еще в сороковые годы ХХ века.

Сейчас понимание того, что скорость авиалайнеров необходимо увеличивать, не исчезло. Тем не менее, вот уже полтора десятилетия ни один пассажирский самолет не может преодолеть скорость звука. Раньше летали быстрее. Сейчас, например, даже дозвуковые самолеты летают медленнее своих аналогов в шестидесятые годы XX века.

В прошлом году гонка за преодоление барьера скорости звука получила новый мощный толчок. В декабре 2017 года аэрокосмический стартап из Невады Aerion, авиагигант Lockheed Martin и изготовитель авиационных двигателей GE Aviation объявили о совместном проекте. Они намерены разработать первый в мире сверхзвуковой авиалайнер бизнесс-класса AS2. Председатель правления Aerion Брайан Барентс выразил надежду, что новый лайнер сможет перевозить до 12 пассажиров на скорости, в 1,4 раза превышающей скорость звука, т.е. он будет летать на 60% быстрее современных пассажирских самолетов.

«Мы полагаем, что условия для сверзвукового ренессанса созрели»,- уверенно заявил он.

Aerion – не единственная авиакомпания, которая надеется разработать сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. В том же декабре, богатом на события, связанные с преодолением скорости звука, только в начале месяца Japan Airlines сообщила о намерении вложить 10 млн долларов в денверский стартап Boom Technology, тоже специализирующийся на преодолении скорости звука. Кроме этого, крупнейшая японская авиалиния пообещала и заказать 20 сверхзвуковых самолетов, когда они будут, естественно, собраны и готовы к полетам. К слову, ждать, возможно, осталось недолго. В Boom сообщили, что по планам первый сверхзвуковой лайнер должен подняться в воздух уже в 2023 году. Предполагается, что он сможет брать на борт 40 пассажиров и летать в 2,2 раза быстрее скорости света.

Japan Airlines не одинока в своей вере в сверхзвуковое будущее авиации. Несколько авиакомпаний уже купили опционы на самолеты Boom. Среди них и известная британская авиалиния Virgin Group, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону.

«Экономические и технические показатели нашего самолета значительно превосходят характеристики «Конкорда»,- утверждает представитель компании Boom Эли Дурадо,- благодаря пятидесяти годам поступательного развития аэрокосмической промышленности. В то время, как «Конкорд» был спроектирован на бумаге, построен из алюминия и оборудован шумными и грязными турбореактивными двигателями, мы запроектировали лайнер при помощи компьютеризированной жидкой динамики, построили его из углеродного волокна и снабдили высокоэффективным и тихим турбовентиляторным двигателем. К этому следует добавить значительно улучшенную эффективность топлива на базе соотношения место/миля».

Инженеры, работающие над обоими проектами, уверяют, что их лайнеры позволят значительно сократить время, необходимое для того, чтобы облететь вокруг земного шара. Барентс, например, утверждает, что AS2 сэкономит 2,5 часа на популярном маршруте Нью-Йорк-Лондон и более пяти часов на перелете с Западного побережья Америки в Сингапур или Сидней.

Но конечно же, такие быстрые полеты смогут себе позволить не все. За удовольствия, которыми в данном случае является скорость, нужно платить. В компании Boom говорят, что сверхзвуковые авиалайнеры смогут предложить билеты в оба конца за 5 тыс. долларов на те маршруты, на которые они стоили на «Конкорде» 20 тыс. долларов в пересчете на современные цены. Т.е. они обещают в четыре раза удешевить стоимость сверхзвуковых полетов. Несмотря на столь существенное снижение цены полета по сравнению с «Конкордом» билет все равно будет стоить в 5-10 раз дороже эконом-класса на обычном самолете. Основными пассажирами новых сверхзвуковых авиалайнеров, таким образом, будут высокооплачиваемые бизнесмены, для которых время дороже денег. Что же касается простых любителей прокатиться с ветерком, то путешествовать быстрее звука смогут себе позволить только очень состоятельные люди.

К тому же, несмотря на все усилия Aerion и Boom остаются технические препятствия. На рынке в данный момент нет двигателей, соответствующим высоким требованиям пассажирских сверхзвуковых самолетов. Остаются и опасения относительно шума, возникающего при преодолении барьера скорости звука и спровоцировавшего ограничения полетов на сверхзвуковых скоростях в времена «Конкорда». Особенно серьезна эта проблема для США, где из-за сильного шума «Конкорды» были запрещены. Эта проблема, конечно, не может не волновать Boom, Aerion, Lockheed Martin и GE Aviation, которые являются американскими компаниями. В Воом надеются, что американские регуляторы со временем согласятся ограничивать не скорость, а уровень звука. Это включит зеленый свет для новых сверхзвуковых лайнеров, которые будут летать тише по сравнению с «Конкордом», но все равно громче, чем современные самолеты. На спасение может прийти какая-нибудь новая технология. Американское аэрокосмическое агентство NASA и Lockheed Martin экспериментируют с технологиями, которые помогут уменьшить шум и превратить удар при преодолении барьера скорости звука в звук, напоминающий легкий шлепок на отдалении. Однако, если инженеры и ученые не сумеют помочь снизить шум, то авиалиниям, специализирующимся на сверхзвуковых перелетах, придется ограничиваться трансокеанскими маршрутами. Кстати, точно такая же ситуация сложилась в свое время и с «Конкордом». Но здесь возникает еще одна серьезная проблема: авиалайнеры и Aerion, и Boom смогут пролетать без дозаправки всего лишь 8 тыс. километров. Увы, этого недостаточно для того, чтобы пересечь Тихий океан за один перелет. К примеру, расстояние между Лос-Анджелесом и Пекином или между Западным Побережьем Америки и Сингапуром превышает 8 тыс. км. Воом придает этой проблеме на своем сайте слегка иронический смысл: «На маршрутах протяженностью свыше 5179 миль (8334 км) самолету просто понадобится сделать остановку для заправки. Такая остановка займет менее часа. Пассажирам при этом не придется даже покидать самолет. Они могут продолжать спокойно спать».

Все правильно, некоторые пассажиры, возможно, и не заметят остановки, но, с другой стороны, подавляющее большинство тех самых «спящих» пассажиров платят дополнительные деньги, причем, деньги немалые за высокую скорость. Едва ли они увидят выгоду дорогого сверхзвукового перелета, если его продолжительность будет лишь немного уступать перелету на обычном самолете.

Сейчас много неясностей, но очевидно одно: сверхзвуковые самолеты не заменят коммерческую пассажирскую авиацию. С другой стороны, очевидно и то, что перейдена красная линия, за которой вопрос о возврате сверхзвуковых лайнеров переходит из плоскости «произойдет ли» в плоскость «когда произойдет». Об этом в частности говорит высокий интерес, который проявляют к разработкам вышеуказанных стартапов, крупные авиакомпании. Инженеры прекрасно понимают проблемы с двигателями и шумом от преодоления барьера скорости звука и утверждают, что они решаемы.

Конечно, путешествовать быстрее скорости звука – дорогое удовольствие, которое по карману далеко не всем, но от действительности не спрятаться: сверхзвуковые лайнеры возвращаются.

 / Главное

Рынок вооружений Латинской Америки: события июня 2021 года

Издание «Военная платформа» публикует аналитический обзор последних (июньских) событий на рынке вооружений Латинской Америки.

11 июня

Брусиловский прорыв: полет полководческой мысли и героизм русских солдат

105 лет назад в эти дни началась наступательная военная операция Юго-Западного фронта Русской армии, которая закончилась крупнейшей победой Российской Империи в Первой Мировой войне.

10 июня

Уходящих из Афганистана американцев на своих базах в Центральной и Южной Азии никто видеть не хочет

Пакистан отказывается предоставлять свои военные базы США для мониторинга ситуации в Афганистане после вывода оттуда американских войск.

10 июня

Сербская униформа — славные годы Балканских войн и Первой мировой войны

Издание «Военная платформа» продолжает знакомить читателей с историей сербской военной формы. Сегодня мы поговорим об обмундировании сербских солдат и офицеров времён двух Балканских войн и Великой войны.

9 июня

Арктика не даёт покоя Западу

Натовские военачальники и политики самого высокого уровня — действующие и отставные — в последние месяцы буквально опережают друг друга в высказываниях по поводу растущей важности Арктического региона для США, НАТО и ЕС. И о том, что активность России на самом севере Земного шара серьёзно угрожает Западу.

9 июня

Его ни разу не сбили. Великому летчику-асу, посвящается…

101 год назад, 8 июня 1920 года, официально родился трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб — летчик-ас, самолёт которого ни разу в его истории не сбили.

8 июня

Сербские солдаты на учениях рядом с армиями НАТО — неприглядная «многовекторность» президента Вучича

В Сербии, на базе «Юг», около города Буяновац начались учения «Платиновый волк 21». В них приняли участие представители сербской армии и вооруженных сил из девяти других стран.

8 июня

«Это уже совсем другая армия!» - на Западе оценили российские войска

Американский Центр военно-морского анализа (CNA, Center for Naval Analyses), солидная научно-исследовательская организация, в которой собраны «лучшие мозги» - десятки военных консультантов по вопросам обороны, среди которых - отставные трех- и четырехзвездные генералы и адмиралы — опубликовал доклад о состоянии российской армии.

7 июня

Начальник Королевского Генштаба: мы не в состоянии вести гибридную войну с Россией

Начальник Генерального штаба Великобритании, генерал Марк Карлтон-Смит в интервью газете Times заявил, что его страна сейчас не в состоянии вести полноценную гибридную войну с Россией.

7 июня

Выборгское сражение: как русский флот Балтику отстоял

22 июня 1790 года (по старому стилю) состоялась ключевая битва Русско-шведской войны 1798-90 годов — Выборгское сражение. Битва стала крупнейшим сражением на Балтике тех времён и морской истории как таковой, предопределила исход войны и позволила России полностью доминировать в акватории Балтийского моря в течения столетия.

4 июня

Лучшим участникам военного парада на Красной площади вручены переходящие кубки

В зале Военного совета Главного командования Сухопутных войск в торжественной обстановке впервые были вручены переходящие кубки лучшим парадным расчетам военного парада на Красной площади, посвященного 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

4 июня

Замминистра обороны: в мире начинается новая холодная война

В мире начинается новая холодная война, и уже идет доктринальное определение противников, считает заместитель министра обороны Александр Фомин.

4 июня

Чем закончится «решительное бегство» США из Афганистана?

Пентагон заявил о выводе свыше трети своих военных из Афганистана.

3 июня

«Рафаль» раздора: как Хорватия купила французские истребители

Покупка хорватским правительством 12 французских истребителей «Рафаль» закончилась грандиозным скандалом.

3 июня
Армия

Владимир Путин: армия должна быть компактной и эффективной

27 мая президент России Владимир Путин провёл последнюю из серии встреч с руководством Министерства обороны и представителями оборонно-промышленного комплекса.

Угрозы

Начальник Королевского Генштаба: мы не в состоянии вести гибридную войну с Россией

Начальник Генерального штаба Великобритании, генерал Марк Карлтон-Смит в интервью газете Times заявил, что его страна сейчас не в состоянии вести полноценную гибридную войну с Россией.

Битва за историю

Шагнули в бесстрашие: о подвиге моряков «Меркурия»

26 мая 1829 года фрегат «Штандарт» и 2 брига Черноморского флота - «Орфей» и «Меркурий» - крейсировали в районе Босфора, где встретили турецкую эскадру (18 кораблей). Бриг «Меркурий (А.И. Казарский) принял бой с линейными кораблями: 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-Беем».

Уроки мужества

Выборгское сражение: как русский флот Балтику отстоял

22 июня 1790 года (по старому стилю) состоялась ключевая битва Русско-шведской войны 1798-90 годов — Выборгское сражение. Битва стала крупнейшим сражением на Балтике тех времён и морской истории как таковой, предопределила исход войны и позволила России полностью доминировать в акватории Балтийского моря в течения столетия.

За рубежом

«Железный волк» не смог укусить медведя: как в Литве прошли военные учения НАТО

В Литве завершились международные военные учения НАТО «Железный волк – 2021 I» (Geležinis vilkas 2021 I), по модели «Яростный волк» (Furious Wolf 2021/I).

Самое читаемое