Техника

Сверхзвуковой ренессанс

Порой они возвращаются… Поклонники «современного» ретро могут быть довольны. Очень похоже, что намечается возвращение сверхзвуковых авиалайнеров. Правда, для этого необходимо еще решить несколько серьезных технических проблем.

26 февраля
Поделиться:

Кончина суперзвуковых пассажирских полетов состоялась в октябре 2003 года, когда British Airways отправила на кладбище самолетов свой последний «Конкорд», англо-французский авиалайнер, который летал вдвое быстрее скорости звука. «Конкорд» появился в семидесятые годы прошлого столетия, однако прогнозы о том, что будущее пассажирской авиации за сверхзвуковыми скоростями, появились еще в сороковые годы ХХ века.

Сейчас понимание того, что скорость авиалайнеров необходимо увеличивать, не исчезло. Тем не менее, вот уже полтора десятилетия ни один пассажирский самолет не может преодолеть скорость звука. Раньше летали быстрее. Сейчас, например, даже дозвуковые самолеты летают медленнее своих аналогов в шестидесятые годы XX века.

В прошлом году гонка за преодоление барьера скорости звука получила новый мощный толчок. В декабре 2017 года аэрокосмический стартап из Невады Aerion, авиагигант Lockheed Martin и изготовитель авиационных двигателей GE Aviation объявили о совместном проекте. Они намерены разработать первый в мире сверхзвуковой авиалайнер бизнесс-класса AS2. Председатель правления Aerion Брайан Барентс выразил надежду, что новый лайнер сможет перевозить до 12 пассажиров на скорости, в 1,4 раза превышающей скорость звука, т.е. он будет летать на 60% быстрее современных пассажирских самолетов.

«Мы полагаем, что условия для сверзвукового ренессанса созрели»,- уверенно заявил он.

Aerion – не единственная авиакомпания, которая надеется разработать сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. В том же декабре, богатом на события, связанные с преодолением скорости звука, только в начале месяца Japan Airlines сообщила о намерении вложить 10 млн долларов в денверский стартап Boom Technology, тоже специализирующийся на преодолении скорости звука. Кроме этого, крупнейшая японская авиалиния пообещала и заказать 20 сверхзвуковых самолетов, когда они будут, естественно, собраны и готовы к полетам. К слову, ждать, возможно, осталось недолго. В Boom сообщили, что по планам первый сверхзвуковой лайнер должен подняться в воздух уже в 2023 году. Предполагается, что он сможет брать на борт 40 пассажиров и летать в 2,2 раза быстрее скорости света.

Japan Airlines не одинока в своей вере в сверхзвуковое будущее авиации. Несколько авиакомпаний уже купили опционы на самолеты Boom. Среди них и известная британская авиалиния Virgin Group, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону.

«Экономические и технические показатели нашего самолета значительно превосходят характеристики «Конкорда»,- утверждает представитель компании Boom Эли Дурадо,- благодаря пятидесяти годам поступательного развития аэрокосмической промышленности. В то время, как «Конкорд» был спроектирован на бумаге, построен из алюминия и оборудован шумными и грязными турбореактивными двигателями, мы запроектировали лайнер при помощи компьютеризированной жидкой динамики, построили его из углеродного волокна и снабдили высокоэффективным и тихим турбовентиляторным двигателем. К этому следует добавить значительно улучшенную эффективность топлива на базе соотношения место/миля».

Инженеры, работающие над обоими проектами, уверяют, что их лайнеры позволят значительно сократить время, необходимое для того, чтобы облететь вокруг земного шара. Барентс, например, утверждает, что AS2 сэкономит 2,5 часа на популярном маршруте Нью-Йорк-Лондон и более пяти часов на перелете с Западного побережья Америки в Сингапур или Сидней.

Но конечно же, такие быстрые полеты смогут себе позволить не все. За удовольствия, которыми в данном случае является скорость, нужно платить. В компании Boom говорят, что сверхзвуковые авиалайнеры смогут предложить билеты в оба конца за 5 тыс. долларов на те маршруты, на которые они стоили на «Конкорде» 20 тыс. долларов в пересчете на современные цены. Т.е. они обещают в четыре раза удешевить стоимость сверхзвуковых полетов. Несмотря на столь существенное снижение цены полета по сравнению с «Конкордом» билет все равно будет стоить в 5-10 раз дороже эконом-класса на обычном самолете. Основными пассажирами новых сверхзвуковых авиалайнеров, таким образом, будут высокооплачиваемые бизнесмены, для которых время дороже денег. Что же касается простых любителей прокатиться с ветерком, то путешествовать быстрее звука смогут себе позволить только очень состоятельные люди.

К тому же, несмотря на все усилия Aerion и Boom остаются технические препятствия. На рынке в данный момент нет двигателей, соответствующим высоким требованиям пассажирских сверхзвуковых самолетов. Остаются и опасения относительно шума, возникающего при преодолении барьера скорости звука и спровоцировавшего ограничения полетов на сверхзвуковых скоростях в времена «Конкорда». Особенно серьезна эта проблема для США, где из-за сильного шума «Конкорды» были запрещены. Эта проблема, конечно, не может не волновать Boom, Aerion, Lockheed Martin и GE Aviation, которые являются американскими компаниями. В Воом надеются, что американские регуляторы со временем согласятся ограничивать не скорость, а уровень звука. Это включит зеленый свет для новых сверхзвуковых лайнеров, которые будут летать тише по сравнению с «Конкордом», но все равно громче, чем современные самолеты. На спасение может прийти какая-нибудь новая технология. Американское аэрокосмическое агентство NASA и Lockheed Martin экспериментируют с технологиями, которые помогут уменьшить шум и превратить удар при преодолении барьера скорости звука в звук, напоминающий легкий шлепок на отдалении. Однако, если инженеры и ученые не сумеют помочь снизить шум, то авиалиниям, специализирующимся на сверхзвуковых перелетах, придется ограничиваться трансокеанскими маршрутами. Кстати, точно такая же ситуация сложилась в свое время и с «Конкордом». Но здесь возникает еще одна серьезная проблема: авиалайнеры и Aerion, и Boom смогут пролетать без дозаправки всего лишь 8 тыс. километров. Увы, этого недостаточно для того, чтобы пересечь Тихий океан за один перелет. К примеру, расстояние между Лос-Анджелесом и Пекином или между Западным Побережьем Америки и Сингапуром превышает 8 тыс. км. Воом придает этой проблеме на своем сайте слегка иронический смысл: «На маршрутах протяженностью свыше 5179 миль (8334 км) самолету просто понадобится сделать остановку для заправки. Такая остановка займет менее часа. Пассажирам при этом не придется даже покидать самолет. Они могут продолжать спокойно спать».

Все правильно, некоторые пассажиры, возможно, и не заметят остановки, но, с другой стороны, подавляющее большинство тех самых «спящих» пассажиров платят дополнительные деньги, причем, деньги немалые за высокую скорость. Едва ли они увидят выгоду дорогого сверхзвукового перелета, если его продолжительность будет лишь немного уступать перелету на обычном самолете.

Сейчас много неясностей, но очевидно одно: сверхзвуковые самолеты не заменят коммерческую пассажирскую авиацию. С другой стороны, очевидно и то, что перейдена красная линия, за которой вопрос о возврате сверхзвуковых лайнеров переходит из плоскости «произойдет ли» в плоскость «когда произойдет». Об этом в частности говорит высокий интерес, который проявляют к разработкам вышеуказанных стартапов, крупные авиакомпании. Инженеры прекрасно понимают проблемы с двигателями и шумом от преодоления барьера скорости звука и утверждают, что они решаемы.

Конечно, путешествовать быстрее скорости звука – дорогое удовольствие, которое по карману далеко не всем, но от действительности не спрятаться: сверхзвуковые лайнеры возвращаются.

 / Главное

Первый и самый уважаемый в городе — годовщина открытия музея Черноморского флота в Севастополе

26 сентября 1869 года по инициативе Эдуарда Ивановича Тотлебена и других участников первой обороны города в Севастополе был создан музей русского Черноморского флота, первоначально располагавшийся в доме генерала.

24 сентября

Йемен: хуситы делают всё новые территориальные приобретения и приближаются к столице мухафазы Мариб

За последние дни вооружённые силы хуситов и поддерживающие их Народные комитеты добились значительных успехов в Йемене.

24 сентября

«Вызываю торпеду на себя» - годовщина героического подвига экипажа СКР-29 «Бриллиант» в Карском море

23 сентября 1944 года героический подвиг совершил экипаж сторожевого корабля «Бриллиант» под командованием старшего лейтенанта Михаила Васильевича Махонькова.

23 сентября

«Буря в стакане» - Франция недовольна положением дел в НАТО, но дальше слов не идёт

Создание на прошлой неделе оборонного союза AUKUS между США, Австралией и Францией дало новые импульсы разговорам о кризисе в НАТО и необходимости модификации Североатлантического альянса.

23 сентября

Провал военного переворота в Судане: лёгкая победа Суверенного совета на фоне клубка трудноразрешимых проблем в стране

Вчера в Судане была совершена попытка государственного переворота. Об этом сообщили представители временного военного правительства — Суверенного совета.

22 сентября

Австрийцы не верили, а зря. Годовщина легендарной победы А.В. Суворова в Рымникском сражении

22 сентября 1789 года в ходе русско-турецкой войны 1787-1792 годов русско-австрийские войска под командованием А.В. Суворова (7 тысяч русских и 18 тысяч австрийских солдат корпуса принца Кобургского) нанесли поражение 100-тысячной армии Юсуф-паши на реке Рымник в Румынии.

22 сентября

«И подул попутный ветер. И вскричал воевода: час пришёл, время настало!». Годовщина великой победы русского войска на Куликовом поле.

21 сентября Россия отмечает День воинской славы. В 1380 году на Рождество Пресвятой Богородицы русские полки во главе с великим князем Дмитрием Донским победили татаро-монгольские войска в Куликовской битве.

21 сентября

«Репетиция захвата Северного Косова»: албанский «спецназ» ROSU занял позиции на КПП между Косовом и остальной Сербией

Утром 20 сентября «косовский спецназ» ROSU ворвался на территорию севера автономного края, населённого преимущественно сербами, и блокировал два переходных пункта между Косово и Центральной Сербией - «Яринье» и «Брняк».

21 сентября

Первооткрыватель Антарктиды: годовщина рождения Ф.Ф. Беллингсгаузена

20 сентября 1778 года в родовом имении Пилгузе на балтийском острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония) родился выдающий русский мореплаватель, исследователь, адмирал Фаддей Фаддевич Беллинсгаузен.

20 сентября

Пистолеты «Glock» становятся всё более популярными в Латинской Америке — по американской моде и в пику протекционизму NRA

ВМС Колумбии (ARC) вчера объявили о том, что приобрели пистолеты Glock Ges m.b.H 17 gen 3ª австрийского производства — калибра 9x19 мм и ёмкостью до семнадцати патронов для использования офицерским корпусом морской пехоты (IMC).

20 сентября

Калужский мечтатель: годовщина рождения великого русского изобретателя, конструктора и мыслителя К.Э. Циолковского

17 сентября 1857 года в селе Ижевское, Рязанской губернии в семье лесничего родился Константин Эдуардович Циолковский, ученый и изобретатель в области аэро- и ракетной динамики, теории самолета, космонавтики.

17 сентября

Оборонный союз AUKUS: США, Великобритания и Австралия обидели Францию и в очередной раз насторожили Китай

Вчера США, Великобритания и Австралия подписали оборонное соглашение, получившее название AUKUS — по которому австралийские вооружённые силы будут получать от Вашингтона и Лондона атомные подводные лодки.

17 сентября

В Душанбе открылся саммит ОДКБ, центральная тема — Афганистан

В Душанбе под председательством президента Таджикистана Эмомали Рахмона начался саммит Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (СКБ ОДКБ).

16 сентября

Михаил Кутузов: «хитрый лис с Севера» и победитель «двунадцатиязычной армии» Наполеона

15 сентября 1745 года в Санкт-Петербурге родился выдающийся и легендарный русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

16 сентября

Годовщина крупнейших в истории нашей страны военных учений «Днепр-67»: оглушительный военный и имиджевый успех Советской Армии

14 сентября 1967 года начались крупнейшие за всю истории нашей страны общевойсковые учения — «Днепр-67» или просто «Днепр». Военные манёвры проходили в Белоруссии между Днепром и его правым притоком — Припятью до 30 сентября 1967 года и были приурочены к 50-летию Октябрьской революции.

15 сентября
Армия

Россия и Белоруссия начинают крупнейшие учения в Европе за 40 лет

9 сентября торжественным открытием на полигоне «Мулино» в Нижегородской области стартовали международные военные учения «Запад-2021», которые станут крупнейшими в Европе с 1981 года.

Угрозы

В Душанбе открылся саммит ОДКБ, центральная тема — Афганистан

В Душанбе под председательством президента Таджикистана Эмомали Рахмона начался саммит Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (СКБ ОДКБ).

Битва за историю

Война без единого выстрела: освобождение Болгарии в 1944 году

8 сентября 1944 года войска 3-го Украинского фронта под командованием генерала Ф.И. Толбухина вступили на территорию Болгарии в районе Добруджи. Этому предшествовала нота советского правительства от 5 сентября, в которой объявлялось о состоянии войны между СССР и Болгарией.

Уроки мужества

Сражение у мыса Тендра: неудачный реванш Хусейна-паши

9 сентября 1790 года в результате двухдневного морского сражения у острова Тендра в 1790 году 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов (всего 826 орудий) контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова разгромили турецкий флот капудан-паши Хусейна (14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 мелких судна, 1400 орудий).

Техника

Пистолеты «Glock» становятся всё более популярными в Латинской Америке — по американской моде и в пику протекционизму NRA

ВМС Колумбии (ARC) вчера объявили о том, что приобрели пистолеты Glock Ges m.b.H 17 gen 3ª австрийского производства — калибра 9x19 мм и ёмкостью до семнадцати патронов для использования офицерским корпусом морской пехоты (IMC).

За рубежом

20 лет со дня убийства Ахмад Шаха Масуда - «Панджшерский лев», переживший десятилетия войн, погиб в собственном кишлаке от рук террористов

9 сентября 2001 года в городке Ходжа Бахауудин, недалеко от таджикско-афганской границы, был убит лидер «Северного альянса» Ахмад Шах Масуд.

Самое читаемое