Летающий радар» взлетел

25 декабря 2017
1 950 0 0

Совершил первый полет новый российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер». Серийное производство новой машины намечено на 2020 год

В конце ноября первый полет совершил новый российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 «Премьер». Чуть позднее на одном из селекторных совещаний министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что серийные поставки нового «летающего радара» начнутся в 2020 году. «Все работы идут по графику» - подчеркнул глава российского военного ведомства. 

Этого события российские военные ждали давно. Самолеты ДРЛОиУ являются одной из важнейших частей проведения военных операций. Их заметно сразу по характерному «грибу» на фюзеляже, в котором располагается антенна-радар. За счет работы многофункционального бортового радиотехнического комплекса с высоты 9 тыс метров они способны видеть все, что творится на земле, в воде и в воздухе более чем на 1000 км вокруг, что, соответственно, дает возможность эффективно управлять оперативной обстановкой.  

Первыми в новейшей истории масштабно начали применять ДРЛОиУ американцы, создав в середине 70-х годов прошлого века систему AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления) в виде самолета E-3 Sentry корпорации Boeing. Советский Союз ответил на это созданием на базе тяжелого «транспортника» Ил-76  самолета А-50 .  

Ответ был достойным. Установленный на А-50 радиотехнический комплекс «Шмель» позволял обнаруживать старт баллистической ракеты на удалении 800 километров от крылатого разведчика, бомбардировщик В-52 - за 650 км, истребитель -  за 450 км, крылатую ракету и колонну танков - за 250 км. Одновременно А-50 мог сопровождать до 150 целей и наводить на цели 30 истребителей-перехватчиков. Появление в 2011 году комплекса «Шмель-2» позволил создать модификацию А-50У с улучшенными характеристикам. Так, дальность обнаружения истребителей четвертого поколения была увеличена до 400 км, а количество одновременно сопровождаемых целей - до 300.  

Проблема в том, что появление новых летательных аппаратов со сниженной заметностью, таких например, как  истребители F-22 и F-35, прогресс в развитии средств радиоэлектронной борьбы, потребовали от России создания самолета ДРЛОиУ нового поколения. Тем более, что А-50 и А-50У постепенно вырабатывают свой ресурс. Сейчас, по открытым данным, в работоспособном состоянии находятся примерно полтора десятка таких машин, что на порядок ниже, чем у стран НАТО.  

Поэтому Министерством обороны перед российскими промышленниками была поставлена задача создать новый самолет ДРЛОиУ и произвести его в ближайшее десятилетие в количестве не менее 40 единиц. 

Транспортной платформой для нового самолета стала новейшая модификация Ил-76 – Ил-76МД-90А, которая последние несколько лет серийно выпускается в Ульяновске на заводе «Авиастар СП» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию» - ОАК). За счет изменения конструкции, применения новых двигателей и новых материалов самолет увеличил грузоподъемность с 48 до 60 тонн и дальность полета до 6,5 тыс км. На нем также заменена на современную вся авионика.  

Новый многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс для А-100 создан концерном радиостроения «Вега» (входит в «Объединенную приборостроительную корпорацию»). Информация о его функциональных характеристиках практически полностью закрытая. Известно только, например, то, что антенна А-100 создана на основе активной фазированной антенной решетки (АФАР). По данным госкорпорации «Ростех», она будет вращаться со скоростью 5 оборотов в минуту (это вдвое медленнее, чем на машинах предыдущего класса), что может свидетельствовать о том, что конструкторам «Веги» удалось повысить и скорость «обзора» пространства, и увеличить количество обнаруживаемых целей. При этом очевидно, что радиоэлектронное оборудование А-100 будет работать в единой системе (обмениваться данными) с оборудованием, установленным на наземных объектах – станциях слежения, танках, зенитно-ракетных системах и т.д. Столь же очевидно, что какие-то новации в А-100 предусмотрены для обнаружения малоразмерных беспилотников и низколетящих крылатых ракет.  


 



 


Поделиться
Комментарии0
17 ноября 2025Угрозы

Последнее мирное лето? Почему заявления Бориса Писториуса отражают глубокий системный кризис НАТО

Интервью министра обороны Германии Бориса Писториуса Frankfurter Allgemeine Zeitung вызвало эффект разорвавшегося снаряда не только в немецком обществе, но и среди европейских политиков, привыкших говорить о войне лишь как о гипотетическом, хотя и неприятном сценарии....

Прошедшая неделя в зоне специальной военной операции стала одной из самых насыщенных по интенсивности боевой работы.

104 0 0

13 ноября в России отмечается День войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) - особого рода войск, чья миссия давно выходит за рамки привычных представлений о противохимических подразделениях.

29 сентября 2025Битва за историю

Моонзундская десантная операция: победа Красной армии на Балтике

29 сентября 1944 года Красная армия начала Моонзундскую десантную операцию — одну из самых крупных и сложных морских операций Великой Отечественной войны....

322 0 0

8 сентября 1943 года вошел в историю как день освобождения города Сталино, ныне Донецка, от немецко-фашистских захватчиков.

В Тульском суворовском военном училище состоялась торжественная церемония посвящения первокурсников в суворовцы.

570 1 1