Стратегический бомбардировщик Ту-160, прозванный в российской летной среде «Белым Лебедем» (Blackjack – «Черный Джек», по классификации НАТО), уже стал легендой мирового военного авиастроения. Он является самым крупным, самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.
На этом самолете установлено 45 мировых рекордов по высоте, дальности, скорости полета. Последнее достижение – за 24 часа 24 минуты два Ту-160 пролетели с одной дозаправкой в воздухе 18 тыс км. Это почти половина диаметра земного шара!
История этой машины тоже уникальная. Она появилась как реакция советского политического и военного руководства на разработку в США дальнего сверхзвукового бомбардировщика В-1. Первые два «стратега» нового типа поступили на вооружение советских ВВС на два года позднее, чему у американцев – в 1987 году. Однако, при практически равной максимальной скорости – более 2 тыс км\час, наш самолет летал без дозаправки на треть дальше (12 300 км против 9 800 км), выше (21 000 метров против 19 000 метров), и нес больше боевой нагрузки (40 тонн против 34 тонн).
Но потом в истории самолета наступила «черная полоса». В то время, как США последние четверть века быстро наращивали свой флот «воздушных стратегов» (за это время американскими военными было закуплено более 100 В-1 и 21 B-2 Spirit ), флот Ту-160 стремительно шел к земле. Большая часть этих машин в момент развала Советского Союза базировались на Украине – в Прилуках. И почти все из них украинская сторона на деньги США порезала на металлолом. Спасти удалось только семь машин, обменяв их у Украины на прощение долгов за поставленный в эту страну газ. Внутри России производство «Белых лебедей» в это время тоже было прекращено, хотя КАПО им Горбунова (Казань) в 2008 году все же удалось из «старого задела» построить и передать российским военным еще один Ту-160. В итоге, по данным из открытых источников, наша страна сейчас обладает всего 16-ю стратегическими бомбардировщиками Ту-160, которые базируются в Энгельсе (Саратовская область).
«Кардинальный перелом» в этой ситуации произошел в 2012-2013 годах, когда министром обороны был назначен Сергей Шойгу и у России появились внятная Государственная программа вооружений на период 2013-2020 годов. Тогда же было принято и политическое решение о возобновлении производства в нашей стране стратегических бомбардировщиков Ту-160.
Причины этого решения, в принципе, понятны. Стратегическая авиация является составной частью «ядерной триады» (помимо воздушных ракетоносцев, в нее входят межконтинентальные баллистические ракеты, базирующиеся на суше, и средства морского базирования). И на сегодняшний день лишь три страны в мире – Россия, США и Китай имеют самолеты, способные доставить ядерную бомбу или обычный заряд на другой конец планеты (хотя в отношении Китая пока еще есть существенные оговорки). Конечно, развитие систем противовоздушной обороны и совершенствование атомных подводных лодок с ядерным оружием на борту заметно ограничило эффективное применение для этих целей стратегической авиации. Однако, стратегические воздушные ракетоносцы по-прежнему могут вполне успешно действовать на морских и океанских акваториях, где насыщенность средствами ПВО не так велика, и, кроме того, они практические единственные из всей «триады» способны эффективно выполнить свою задачу даже в условиях полного выхода из строя всех спутниковых навигационных систем на нашей планете.
Кроме того, в последнее десятилетие резко возрастает роль стратегической авиации в неядерных конфликтах. Это наглядно продемонстрировали и американские стратегические бомбардировщики в Ираке и Ливии, и российская стратегическая авиация в Сирии.
Таким образом, несколько лет назад на производственной площадке КАПО им Горбунова (сейчас он стал филиалом «Туполева») началась модернизация имеющегося парка Ту-160. Модернизированным машинам присваивается индекс «М». Известно, что самолетам меняют практически все бортовое радиолокационное и навигационное оборудование, и, в ряде, случаев – двигатели.
Двигатель – это самое главное в самолете. На каждом Ту-160 стоят по четыре двухконтурных турбореактивных трехвальных двигателя НК-32, разработанных в Куйбышеве (ныне- Самара) под руководством знаменитого конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова. Их серийное производство, в котором в кооперации с куйбышевцами участвовали более сотни предприятий со всего Советского Союза, было прекращено еще в 1993 году. Однако, «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК), и самому заводу – изготовителю (объединение «Кузнецов» ) удалось не только восстановить в Самаре производство НК-32 в необходимом количестве, но и разработать и запустить в «серию» модификацию этого двигателя серии 02. Для этого, в частности, на «Кузнецове» был создан и запущен в эксплуатацию уникальный стенд, на котором будут испытываться все двигатели для новых ракетоносцев.
Начало серийного производства двигателей НК-32-02 в Самаре и дает возможность нашей стране начать в Казани производство нового стратегического ракетоносца Ту-160М2, проект которого разработан тем же «Туполевым». Будучи прошлым летом с визитом на «Кузнецове», заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов отметил: «Выполнение контрактных обязательств «Кузнецовым» обеспечит своевременную поставку силовой установки для Ту-160, который должен подняться в небо уже в первом квартале 2018 года. Мы сознаем, что восстановление производства такого двигателя как НК-32 серии 02 – дело непростое. У предприятия были проблемы и с квалифицированными специалистами, и с оборудованием. Но сейчас практически все препятствия устранены и работы вошли в запланированный график». Таким образом, серийное производство Ту-160М2 планируется начать в Казани на рубеже 2010-2021 годов.
Помимо новых двигателей с улучшенными характеристиками тяги, серийные Ту-160М2 получат новую бортовую электронику. «Можно с полной уверенностью сказать, что новый самолет будет построен с использованием элементов интегрированной модульной авионики. В рамках проекта по модернизации Ту-160 будут созданы новые бортовые системы, бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс РЭБ, топливо-расходомерные системы, а также системы управления вооружений» - говорит представитель «Концерна радиоэлектронных технологий». По мнению Strategy Page, модернизированные самолеты будут иметь и некоторые стелс-возможности за счет применения в них радиопоглощающих материалов. Новые «стратеги» будут иметь еще большую дальность полета и время нахождения в воздухе, чем их знаменитые предшественники.
Основным вооружением Ту-160М2 останутся крылатые ракеты «воздух-поверхность». Ракеты Х-101, которым оснащаются нынешние ракетоносцы, уже имеют дальность свыше 5 тыс км. На очереди – гиперзвуковые ракеты, разработка которых в России ведется полным ходом. Кроме того, появилась информация о том, что некоторые самолеты Ту-160М2 могут быть оснащены оборудованием для размещения свободно падающих авиационных бомб.
В общей сложности, по заказу российских военных «Туполев» должен построить не менее 50 новых стратегических ракетоносцев Ту-160 М2. Начиная с конца второго десятилетия нашей эры, парк этих самолетов будет постепенно дополняться и замещаться перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА). В отличие от Ту-160, ПАК ДА разработки того же «Туполева» будет дозвуковым и его планер будет выполнен по схеме «летающее крыло». Зато этот самолет будет гораздо менее заметен на радарах