Новый «Лебедь» на взлете

21 декабря 2017
1 625 0 0

Россия восстановила производство стратегических воздушных ракетоносцев Ту-160. Первый обновленный «Белый лебедь» может подняться в небо уже в 1 квартале 2018 года.

Стратегический бомбардировщик Ту-160, прозванный в российской летной среде «Белым Лебедем» (Blackjack – «Черный Джек», по классификации НАТО), уже стал легендой мирового военного авиастроения.  Он является самым крупным, самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.  

На этом самолете установлено 45 мировых рекордов по высоте, дальности, скорости полета. Последнее достижение – за 24 часа 24 минуты два Ту-160 пролетели с одной дозаправкой в воздухе 18 тыс км. Это почти половина диаметра земного шара! 

История этой машины тоже уникальная. Она появилась как реакция советского политического и военного руководства на разработку в США дальнего сверхзвукового бомбардировщика В-1. Первые два «стратега» нового типа поступили на вооружение советских ВВС на два года позднее, чему у американцев – в 1987 году. Однако, при практически равной максимальной скорости – более 2 тыс км\час, наш самолет летал без дозаправки на треть дальше (12 300 км против 9 800 км), выше (21 000 метров против 19 000 метров),  и нес больше боевой нагрузки (40 тонн против 34 тонн).   

Но потом в истории самолета наступила «черная полоса». В то время, как США последние четверть века быстро наращивали свой флот «воздушных стратегов» (за это время американскими военными было закуплено более 100 В-1 и 21 B-2 Spirit ), флот Ту-160 стремительно шел к земле. Большая часть этих машин в момент развала Советского Союза базировались на Украине – в Прилуках. И почти все из них украинская сторона на деньги США порезала на металлолом. Спасти удалось только семь машин, обменяв их у Украины на прощение долгов за поставленный в эту страну газ. Внутри России производство «Белых лебедей» в это время тоже было прекращено, хотя КАПО им Горбунова (Казань) в 2008 году все же удалось из «старого задела» построить и передать российским военным еще один Ту-160. В итоге, по данным из открытых источников, наша страна сейчас обладает всего 16-ю стратегическими бомбардировщиками Ту-160, которые базируются в Энгельсе (Саратовская область).  

«Кардинальный перелом» в этой ситуации произошел в 2012-2013 годах, когда министром обороны был назначен Сергей Шойгу и у России появились внятная Государственная программа вооружений на период 2013-2020 годов. Тогда же было принято и политическое решение о возобновлении производства в нашей стране стратегических бомбардировщиков Ту-160. 

Причины этого решения, в принципе, понятны. Стратегическая авиация является составной частью «ядерной триады» (помимо воздушных ракетоносцев, в нее входят межконтинентальные баллистические ракеты, базирующиеся на суше, и средства морского базирования). И на сегодняшний день лишь три страны в мире – Россия, США и Китай имеют самолеты, способные доставить ядерную бомбу или обычный заряд на другой конец планеты (хотя в отношении Китая пока еще есть существенные оговорки). Конечно, развитие систем противовоздушной обороны и совершенствование атомных подводных лодок с ядерным оружием на борту заметно ограничило эффективное применение для этих целей стратегической авиации. Однако, стратегические воздушные  ракетоносцы по-прежнему могут вполне успешно действовать на морских и океанских акваториях, где насыщенность средствами ПВО не так велика, и, кроме того, они практические единственные из всей «триады» способны эффективно выполнить свою задачу даже в условиях полного выхода из строя всех спутниковых навигационных систем на нашей планете.  

Кроме того, в последнее десятилетие резко возрастает роль стратегической авиации в неядерных конфликтах. Это наглядно продемонстрировали и американские стратегические бомбардировщики в Ираке и Ливии, и российская стратегическая авиация в Сирии.  

Таким образом, несколько лет назад на производственной площадке КАПО им Горбунова (сейчас он стал филиалом «Туполева») началась модернизация имеющегося парка Ту-160. Модернизированным машинам присваивается индекс «М». Известно, что самолетам меняют практически все бортовое радиолокационное  и навигационное оборудование, и, в ряде, случаев – двигатели.  

Двигатель – это самое главное в самолете. На каждом Ту-160 стоят по четыре двухконтурных турбореактивных трехвальных двигателя НК-32, разработанных в Куйбышеве (ныне- Самара) под руководством знаменитого конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова. Их серийное производство, в котором в кооперации с куйбышевцами участвовали более сотни предприятий со всего Советского Союза, было прекращено еще в 1993 году. Однако, «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК), и самому заводу – изготовителю (объединение «Кузнецов» ) удалось не только восстановить в Самаре производство НК-32 в необходимом количестве, но и разработать и запустить в «серию» модификацию этого двигателя серии 02. Для этого, в частности, на «Кузнецове» был создан и запущен в эксплуатацию уникальный стенд, на котором будут испытываться все двигатели для новых ракетоносцев.  

Начало серийного производства двигателей НК-32-02 в Самаре и дает возможность нашей стране начать в Казани производство нового стратегического ракетоносца Ту-160М2, проект которого разработан тем же «Туполевым». Будучи прошлым летом с визитом на «Кузнецове», заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов отметил: «Выполнение контрактных обязательств «Кузнецовым» обеспечит своевременную поставку силовой установки для Ту-160, который должен подняться в небо уже в первом квартале 2018 года. Мы сознаем, что восстановление производства такого двигателя как НК-32 серии 02 – дело непростое. У предприятия были проблемы и с квалифицированными специалистами, и с оборудованием. Но сейчас практически все препятствия устранены и работы вошли в запланированный график». Таким образом, серийное производство Ту-160М2 планируется начать в Казани на рубеже 2010-2021 годов. 

Помимо новых двигателей с улучшенными характеристиками тяги, серийные Ту-160М2 получат новую бортовую электронику. «Можно с полной уверенностью сказать, что новый самолет будет построен с использованием элементов интегрированной модульной авионики. В рамках проекта по модернизации Ту-160 будут созданы новые бортовые системы, бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс РЭБ, топливо-расходомерные системы, а также системы управления вооружений» - говорит представитель «Концерна радиоэлектронных технологий». По мнению Strategy Page, модернизированные самолеты будут иметь и некоторые стелс-возможности за счет применения в них радиопоглощающих материалов. Новые «стратеги» будут иметь еще большую дальность полета и время нахождения в воздухе, чем их знаменитые предшественники. 

Основным вооружением Ту-160М2 останутся крылатые ракеты «воздух-поверхность». Ракеты Х-101, которым оснащаются нынешние ракетоносцы, уже имеют дальность свыше 5 тыс км. На очереди – гиперзвуковые ракеты, разработка которых в России ведется полным ходом. Кроме того, появилась информация о том, что некоторые самолеты Ту-160М2 могут быть оснащены оборудованием для размещения свободно падающих авиационных бомб.  

В общей сложности, по заказу российских военных «Туполев» должен построить не менее   50 новых стратегических ракетоносцев Ту-160 М2. Начиная с конца второго десятилетия нашей эры, парк этих самолетов будет постепенно дополняться и замещаться перспективным комплексом  дальней авиации (ПАК ДА). В отличие от Ту-160, ПАК ДА разработки того же «Туполева» будет дозвуковым и его планер будет выполнен по схеме «летающее крыло». Зато этот самолет будет гораздо менее заметен на радарах 

Поделиться
Комментарии0

В Амурской области на аэродроме Украинка экипажи стратегических ракетоносцев Ту-95мс отработали полетные задания в условиях темного времени суток. Продолжительность полетов экипажей дальней авиации составила более 4 часов.

529 0 0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

102 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

198 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.