Тихоокеанский регион: США и Китай продолжают усердно бряцать оружием на фоте попыток возобновить дипломатический диалог

6 октября 2021
477 0 0

Ситуация на востоке Тихоокеанского региона снова напряжена. ВМС США, Великобритании и Морских сил самообороны Японии проводят совместные манёвры к юго-западу от Окинавы.

Тихоокеанский регион: США и Китай продолжают усердно бряцать оружием на фоте попыток возобновить дипломатический диалог

Совместные учения ВМС США и Японии у берегов острова ОкинаваAP/TASS

«Демонстрируют решимость» в Тихом Океане сразу три авианосца — американские USS Carl Vinson и USS Ronald Reagan и британский HMS Queen Elizabeth — совместно с японским вертолётоносцем JS Ise типа «Хюга».

На этом фоне за первые 5 дней октября над Тайваньским проливом пролетели 148 боевых самолётов ВВС Китая. Мероприятия, разумеется, были приурочены к годовщине образования КНР, которая отмечается 1 октября. В этот день, во время национального праздника Китая, рекордные 38 китайских военных самолетов вошли в воздушное пространство Тайваня. На следующий день этот рекорд был быстро побит - ещё 39 боевых машин Народно-освободительной армии, а в воскресенье за ними последовали еще 16 самолётов ВВС НОАК.

В результате общее количество боевых машин, вошедших в тайбэйское воздушное пространство, за три дня составило 93. А в первые два дня этой рабочей недели тайваньские ПВО установили ещё 55 китайских самолёта в небе над островом. В воздушных манёврах участвовали истребители J-16 и Су-30, бомбардировщики H-6, противолодочные самолёты Y-8 и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-500. Таким образом Китай побил все предыдущие рекорды по групповым манёврам своих самолётов в тайбейском воздушном пространстве.

Куда уж напряжённее

Впрочем, в этом году говорить о том, что ситуация в Индо-Тихоокеанском регионе является напряжённой, приходится постоянно. Напряжённее, пожалуй только открытая война. В этом году США и их партнёры по НАТО и вне Североатлантического блока развили здесь небывалую активность, особенно это касается района спорных Парасельских островов и архипелага Спратли, однако не забывают американцы и Тайваньский пролив, и побережье Окинавы, и Коралловое море.

В августе США  провели крупнейшие трансокеанские учения со времён Рейгана, точнее с  1981 года, когда прошли итерации Ocean Venture. Организаторы манёвров Large Scale Exercise 2021, которые прошли в 17 часовых поясах, c участием 25 тысяч военнослужащих и 36 боевых судов, включая авианосцы и подводные лодки, даже не скрывали их антикитайской направленности. Вовремя LSE 21 американские десантники отрабатывали высадку на архипелаг Спратли, в том числе их интересовали искусственно намытые китайцами острова, которые они превращают в «непотопляемые авианосцы».

Те же самые и похожие военные игры США проводили и во время других крупных манёвров этого года в регионе — ARC 21 (май-июнь, совместно с Францией, Японией и Австралией), Talisman Sabre 21 (июль, совместно с Австралией и другими странами), Malabar 21 (начало сентября, совместно с Индией, Японией и Австралией).

В начале сентября Индия, чья модернизация флота предусматривает настройку боевых кораблей, прежде всего, на конфликт с Китаем, провела, помимо «Малабара», комплекс совместных учений с Сингапуром, Вьетнамом и Индонезией — государствами, у каждого из которых есть территориальные споры с Китаем. Ну и как кульминация — создание в середине сентября оборонного союза AUKUS, который имеет очевидную антикитайскую направленность.

Китай регулярно отвечает 

На все крупные учения США и их союзников в Индо-Тихоокеанском регионе НОАК отвечает своими масштабными манёврами вблизи Тайваня, Спратли, Парсельских островов и Сенкаку (Дяоюйдао). В частности, 18 августа в ответ на LSE 21 китайцы отработали военную операцию по захвату Тайваня. Известно, что американские военные аналитики, например, CNA, оценивают возможности Тайбея противостоять почти двухмиллиардной армии КНР в 12-18 часов. Исходя из этого в США в 1979 году был принят закон «Об отношениях США с Тайванем», по которому Вашингтон может применить вмешаться, в случае если Китай попытается применить силу с целью присоединения полуострова.

Поэтому учения «Хань Куан» 15-тысячной тайваньской армии, которые имели место с 13 по 18 сентября, хотя и были объявлены как крупное военно-политическое мероприятие с участием всех родов войск и сопровождались громкими заявлениями президента Тайваня Цай Инь-вэнь о том, что «остров будет сосредоточен на увеличении возможностей асимметричной войны против китайской угрозы», выглядят не более чем пиар-акцией, не дающей скучать тайбейским военным и вашингтонским кураторам.

При этом то, что США могут, согласно закону 1979 года, вступиться за Тайпэй, совсем не означает, что они это сделают. Ведь этот юридический акт предусматривает, что США должны предоставлять острову помощь в укреплении обороны, но не обязаны вступать в войну. И Пекин предпринимает все усилия для того, чтобы американцы от этой идеи отказались. Возвращение Тайваня является в КНР одной из национальных идей, и необходимость этого осознают в каждой китайской семье. Для китайцев варианта того, что остров не вернётся в состав их страны, просто не существует. Это для Пекина лишь вопрос времени.

Соответственно, Китай модернизирует и настраивает свой флот именно исходя из возможного конфликта с США и их союзниками. Эсминцы ВМС НОАК классов «Shijiazhuang», «Jiangkai-II-class», «Luyang-I-class» и «Jiangwei-II-class» были специально модернизированы под задачи уничтожения американских авианосных группировок. Для этих же целей были обновлены старые-добрые береговые фрегаты класса «Jianghu», электроника на которых настроена в первую очередь на морские бои с американскими авианосными группировками. Два «носителя мира Поднебесной» — авианосцы «Ляонин» и «Шаньдун» имеют в качестве основополагающей боевой задачи встречу с кораблями ВМС США.

На любых своих учениях китайцы отрабатывают удары по американским авианосцам и способы преодоления их РЭБ и ПВО (например, в январе по USS Theodore Roosevelt (CVN-71), а летом по USS Carl Vinson и USS Ronald Reagan).

Проблема китайцев в том, что, построив крупнейший по численности в мире флот, они не способны пока вести полномасштабную ядерную войну с США и гарантировать нанесение американцам непоправимого ущерба. Но до ядерной войны ещё надо додуматься, поэтому в обычных вооружениях в Индо-Тихоокеанском регионе Китай ставит задачей не только паритет с США, но и доминирование и даже «неизбежное поражение Вашингтона», чтобы у него не было и мысли вмешиваться в какие-то территориальные споры Пекина с соседями. Однако задача это пока далека от решения, потому что американские элиты — как демократическая, так и республиканская — непоколебимы в том, что США должны будут защищать Тайвань.

Достижение согласия между США и КНР сейчас практически невозможно

На этом фоне на этой неделе глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи проведет переговоры в Швейцарии с помощником по национальной безопасности президента США Джейком Салливаном. Целью встреяи является восстановление каналов связи и развитие устных договорённостей по деэскалации, которые были достигнуты во время телефонного разговора председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Байденом около месяца назад.

Оба лидера понимают, что противостояние между странами достигло точки кипения, и деэскалация была бы взаимовыгодной. От политико-экономического конфликта   с элементами масштабных военных представлений потери несут обе стороны. Однако противоречия между Вашингтоном и Пекином сейчас столь сильны, а отношения были настолько испорчены в период президентства Трампа, что реальный консенсус практически недостижим.

Разумеется, главной точкой соприкосновения могла бы стать экономика, однако антикитайские протекционистские меры предыдущей администрации Белого дома совсем не являются признаками волюнтаризма бывшего президента, они действительно играют в пользу реального сектора американской экономики, поэтому команда Байдена вовсе не настроена их отменять. А дискриминация, скажем, китайских IT-гигантов в США и ЕС сразу отбрасывает надежду на позитивный настрой Пекина.

Страны недовольны другом другом в реализации первого этапа американо-китайской сделки, заключённой при Трампе. На июньском саммите НАТО в Брюсселе Китай впервые в истории был объявлен главной угрозой для Североатлантического альянса. Наряду, разумеется, с Россией. Тотальное недоверие добавляет уверенности в том, что согласия между Пекином и Вашингтоном ждать не приходится. Тем не менее это не мешает сторонам искать возможности для взаимовыгодного уменьшения потерь. И встреча Ян Цзечи и Салливана станет ещё одной такой попыткой.

Поделиться
Комментарии0
27 апреля 2024Украина

Главком ВСУ признался союзникам по НАТО, что фронт трещит по швам

Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский рассказал союзникам по НАТО о плачевном состоянии дел на передовой....

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS.

12 марта 2024Украина

Танк «Челленджер» продолжает застревать

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины....

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».