Похоже, в Белом доме окончательно заигрались в опасную игру под названием «экономические санкции». Администрация президента Трампа и Конгресс явно перегибают палку, угрожая санкциями Эр-Рияду. Санкции в ответ на исчезновение оппозиционного журналиста Джамаля Хашукджи после посещения 2 октября аравийского генконсульства в Стамбуле, в котором многие на Западе обвиняют власти королевства, могут вернуться бумерангом и больно ударить по самим США.
Эр-Рияд опубликовал довольно жесткий ответ на угрозу введения американских санкций. Между тем, как пишет al-Arabia (А) со ссылкой на собственные источники в Эр-Рияде, в столице королевства обсуждается свыше 30 возможных мер, направленных на противодействие возможным санкциям США против КСА. Как считает А, они могут значительно большее ударить по экономике США, чем американские – по экономике Саудовской Аравии.
Последствия от введения санкций против КСА существенно отразятся на всей глобальной экономике ввиду важной роли, которую Аравия играет в мировой добыче нефти. Любые санкции в отношении Саудовской Аравии в первую очередь тем или иным образом отразятся именно на саудовской «нефтянке». Главным образом, они (санкции), конечно, крайне негативно отразятся на обещании Эр-Рияда довести добычу нефти до 7,5 млн бар./сутки в целях стабилизации цен на нефть, которые в последние месяцы из-за очередных американских санкций – против Ирана перевалили за 80 долларов за баррель. Президент Трамп сильно рассердился, когда цены поднялись до 80 долларов. Можно только представить его реакцию, когда цены вырастут до 100 долларов, что, по мнению многих экономистов, является вполне возможным сценарием развития событий при нынешней политике Вашингтона в отношении Ирана.
В Вашингтоне не обращают внимания или делают вид, что это не важно, на угрозу перевода для начала части нефтяных контрактов с расчетов в долларах на другую валюту, скажем, юани. Угроза вполне реальная, если вспомнить, что нефть – самый важный вид сырья, которое продается сейчас за доллары.
Санкции против КСА в первую очередь после самой Саудовской Аравии, конечно, отразятся на Ближнем Востоке и всем мусульманском мире. Интересно, понимают ли в Белом доме и на Капитолии, что Эр-Рияд, отношения которого с Вашингтоном в последние годы очень сильно оставляют желать лучшего, может сделать поворот на 180 градусов во внешней политике и вместо конфронтации с Тегераном способен уладить разногласия или даже пойти на союз против США. Такой неожиданный, но вполне возможный, пусть, пока только теоретически сценарий развития событий будет означать окончательное фиаско всей американской политики на Ближнем Востоке в последние десятилетия. Вашингтон испытывает очевидные проблемы в противостоянии с одним Ираном. Можно представить, насколько усилит Тегеран присоединение к нему Саудовской Аравии и других мусульманских стран, в первую очередь арабских.
В Белом доме, Госдепе и Пентагоне, наверное, считают угрозу сближения Эр-Рияда и Тегерана блефом, но в данном конкретном случае установить, насколько вероятна угроза такого сближения можно только путем практической проверки.
Возможно, в президентской администрации и Конгрессе считают, что сверхпрочно привязали к себе саудитов поставками оружия на десятки миллиардов долларов. Дональд Трамп, с одной стороны, заявил, что если подозрения относительно причастности аравийских властей к исчезновению журналиста подтвердятся, то Эр-Рияд будет сурово наказан, но с другой стороны, как поспешил заявить тот же Трамп, потенциальные санкции не будут распространяться на военные контракты. Однако и «оружейная» связь, как показывают совсем недавние события с Турцией и Индией, не так уж и прочна, как считают американцы. Индийцы не испугались угроз введения санкций и также, как турки, подписали контракт на поставки российских зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Между тем, Эр-Рияд тоже говорил, причем, неоднократно о желании купить российские ЗРК С-400. К тому же, Москва в последние годы существенно изменила политику на Ближнем Востоке и вполне успешно поддерживает сейчас хорошие отношения со всеми, включая Саудовскую Аравию, свидетельством чему являются контакты на самом высшем уровне.
Кстати, сам президент Трамп несколько дней назад указывал на возможность отказа саудитов от американского оружия и о быстрой замене Америки на военном рынке КСА Россией и Китаем.
Между тем, потеря аравийского рынка вооружений будет очень болезненным ударом для американского ВПК, потому что на него приходится десятая часть всех продаж американского оружия. Известно, что 85% всего своего оружия Эр-Рияд, входящий в тройку главных импортеров оружия на планете, покупает у США, а на остальные страны приходится лишь 5%.
Поскольку продажа оружия это не столько геополитика, сколько голая экономика, то можно напомнить и о прекращении саудовских инвестиций в американскую экономику, которые достигли, по данным А, 800 млрд долларов.
Да и в целом потеря саудовского рынка, кстати, 20-й экономики планеты, станет серьезным испытанием для американской экономики.
Конечно, у КСА имеются и иные возможности реагирования на санкции. Создается, к примеру, впечатление, что в Белом доме со свойственным американской внешней политике и дипломатии высокомерием не учли вес крупнейшего арабского королевства в мусульманском мире и особенно в арабском мире и не хотят видеть в нем равноправного партнера и союзника. Саудиты имеют в распоряжении множество способов «насолить» американцам. Например, в таком важном как для Америки, так и для всего Запада в целом деле обеспечения безопасности. Эр-Рияд, а также под его нажимом и другие арабские страны могут отказаться, скажем, делиться разведданными о подозрительных подданных короля Салмана с разведывательными службами западных стран, которые серьезно помогают пресекать теракты на Западе.
Всего вышеперечисленного Белый дом допустить, конечно, не может. Означает ли это, что угроза введения санкций – всего лишь шантаж Эр-Рияда с целью заставить его быть более уступчивым, покажет время.