Этот капитальный ремонт парка Су-30МКИ, общий бюджет которого превышает 65 000 крор рупий [7,8 миллиона долларов США], включает в себя модернизацию 84 самолетов путем установки передовых радиолокационных систем и технологий вооружения местного производства.
Чиновники Министерства обороны признали радар «Вирупакша» как высокоразвитую систему, разработанную в пределах национальных границ. Они подчеркнули, что это значительный вклад в усилия по коренизации военного сектора страны. Стоит отметить, что титул «Вирупакша» является отсылкой к форме индуистского божества Махадевы [или Маха Дева], широко известного и почитаемого индуистами по всему миру.
Основу ВВС страны составляют боевые самолеты Су-30, насчитывающие в настоящее время около 260 единиц. Эти самолеты, составляющие около половины истребительного парка, с течением времени входили в состав различных партий.
Предложение об обновлении парка Су-30МКИ также рассматривается ВВС Индии как потенциальная экспортная возможность. Многочисленные страны Юго-Восточной Азии и Африки, которые в настоящее время используют самолеты Су-30, смогут извлечь выгоду из этих усовершенствований и расширить возможности своего флота.
Индия, будучи одним из наиболее крупных операторов истребителей Су-30МКИ, последовательно стремилась усилить эти самолеты новыми возможностями.
Индийский радар «Вирупакша» — это усовершенствованная радиолокационная система, разработанная Индийской организацией оборонных исследований и разработок. Он в первую очередь предназначен для дальнего наблюдения и сопровождения воздушных целей.
Радарная система названа в честь индуистского божества Вирупакши, известного как «всевидящий» или «всенаблюдающий» бог, что символизирует его способность обеспечивать всестороннюю ситуационную осведомленность.
РЛС «Вирупакша» работает в диапазоне частот S-диапазона, что позволяет ей обнаруживать и сопровождать широкий спектр целей, включая самолеты, вертолеты, дроны и баллистические ракеты.
В нем используется передовая технология фазированной решетки, которая позволяет ему быстро сканировать большую территорию и предоставлять точную информацию в режиме реального времени об обнаруженных целях.
Одной из ключевых технических характеристик радара «Вирупакша» является его высокое разрешение и точность. Он может обнаруживать и сопровождать цели с очень низкой радиолокационной эффективностью, что делает его очень эффективным при обнаружении самолетов-невидимок. Радиолокационная система также имеет высокую скорость обновления, предоставляя своевременную и точную информацию о положении, скорости и высоте цели.
Дальность действия индийского радара «Вирупакша» засекречена, но, как сообщается, его радиус действия составляет несколько сотен километров. Радиолокационная система может быть развернута на различных территориях, включая прибрежные районы, равнины и горные районы, что делает ее подходящей для различных сценариев эксплуатации.
Радар имеет несколько возможностей и возможностей. Его можно интегрировать в более крупную сеть ПВО, предоставляя ценную информацию для систем воздушного наблюдения и противоракетной обороны. Радиолокационная система также может использоваться для управления воздушным движением, помогая повысить безопасность и эффективность гражданских воздушных операций.
Индийский Су-30МКИ и оригинальный российский Су-30 имеют общую основу, но их отличает несколько ключевых факторов. Одним из основных отличий является уровень настройки и модификаций индийского варианта.
Су-30МКИ представляет собой модернизированную версию, специально разработанную с учетом требований ВВС Индии. Эта модификация включает в себя интеграцию индийской авионики, систем радиоэлектронной борьбы и отечественного вооружения, что отличает его от российского Су-30.
Еще одно существенное различие заключается в радиолокационных системах, используемых в двух самолетах. Индийский Су-30МКИ оснащен РЛС Н011М «Барс» — современной многорежимной РЛС, способной сопровождать несколько целей одновременно.
Напротив, российский Су-30 оснащен радаром Н001ВЭП. РЛС «Барс» обеспечивает расширенные возможности для ведения боя «воздух-воздух» и «воздух-земля», что дает индийскому варианту преимущество в боевых ситуациях.
Индийский Су-30МКИ имеет смешанный парк двигателей. В то время как на российском Су-30 используются двигатели АЛ-31ФП, на индийском варианте используются двигатели АЛ-31ФП российского производства, а также двигатели АЛ-31ФП, производимые по лицензии компанией Hindustan Aeronautics Limited [HAL]. Такой двойной источник поставок двигателей обеспечивает логистические преимущества и обеспечивает стабильные поставки двигателей для ВВС Индии.