Западная Африка копирует провальную стратегию безопасности Франции

29 декабря 2022
1 008 1 0

В конце ноября президент Ганы Нана Акуфо-Аддо провел саммит глав государств и правительств Аккрской инициативы, на котором присутствовали президент Бенина Патрис Талон, президент Того Форе Гнасингбе и премьер-министр Кот-д’Ивуара Патрик Ачи.

Западная Африка копирует провальную стратегию безопасности Франции

Войска Ганы перед отправкой в Мали для оказания помощи в борьбе с исламистами - Фото: Chris Stein/Zuma/TASS

Инициатива, запущенная в 2017 году в ответ на растущую нестабильность в Западной Африке, предложила механизм совместной безопасности для обмена уроками по общим вызовам безопасности в регионе, включая терроризм, насильственный экстремизм и транснациональную преступность, при этом сосредоточив внимание на трех областях: обучение, трансграничные военные действия. операций и обмен информацией и разведывательными данными.

В 2018 и 2019 годах его первоначальные государства-члены – Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гана, Того и Бенин – провели совместные военные операции на своих границах, в результате которых было арестовано около 700 подозреваемых в терроризме и членов банд, а также изъято самодельное оружие. А в 2019 году в группу были включены Мали и Нигер, учитывая их близость к прибрежным государствам Западной Африки и их опыт борьбы с насильственным экстремизмом. Но в целом инициатива Аккры мало что добилась в плане результатов.

Теперь, когда двойной кризис политической нестабильности и насильственного экстремизма в западноафриканском регионе Сахеля углубляется, региональные лидеры ищут способы предотвратить распространение обоих явлений на прибрежные государства Западной Африки. 

Это объясняет, почему одним из результатов встречи в прошлом месяце стал официальный запуск Многонациональной совместной оперативной группы Аккрской инициативы, которая, согласно совместному коммюнике, будет мобилизована «в течение месяца». Миссия направлена на предотвращение терроризма, незаконной добычи ресурсов, незаконного оборота наркотиков, незаконного оборота оружия, контрабанды и других транснациональных преступлений. О создании такой целевой группы шла речь после первой конференции группы в 2017 году, но сейчас необходимость в ней стала более острой в условиях быстро меняющейся ситуации с безопасностью в регионе.

Среди этих изменений – заявление президента Франции Эммануэля Макрона в речи в прошлом месяце, официально завершившее операцию «Бархан», антитеррористическую и противоповстанческую миссию, действующую в Сахеле с 2014 года, хотя Макрон добавил, что новая стратегия будет разработана с региональными партнерами. Франция вместе со своими союзниками по Европейскому Союзу и Канадой уже объявила о выводе войск и военных ресурсов из Мали еще в феврале. В то время многие наблюдатели увидели в этом сигнал о том, что Бархане, а также целевая группа Европейского союза «Такуба» – дополнительная тренировочная миссия для малийских вооруженных сил, состоящая из подразделений европейского спецназа под французским командованием, – скоро будут свернуты.

Французское военное присутствие в Сахеле насчитывало до 5500 военнослужащих на пике своего развертывания. Но они, как и другие иностранные силы, работающие в тандеме с местными вооруженными силами, мало что сделали для того, чтобы остановить распространение экстремистского насилия со стороны местных групп, связанных с «Аль-Каидой»* и «Исламским государством»*, которые в настоящее время постепенно распространяют свою деятельность на страны в Гвинейском заливе. Именно в этом контексте правительства западноафриканских стран принимают решение взять на себя более активную роль в вопросах безопасности своего региона, и их западные партнеры, несомненно, будут благосклонно относиться к такому развитию событий.

Неясно, чем еще одно военно-ориентированное решение экстремистского насилия в Западной Африке будет отличаться от всех других перекрывающих друг друга сил, которые уже существуют.

Но Франции и ее западным союзникам придется бороться со все более скептическим, а в некоторых частях Сахеля и откровенно враждебным общественным мнением Западной Африки, что может негативно сказаться на их способности работать с региональными правительствами в будущем.

Отношения между Францией и Мали, в частности, были напряженными в последние годы после переворота в августе 2020 года, в результате которого был свергнут бывший президент Ибрагим Бубакар Кейта, и последующего «переворота внутри переворота», в результате которого было свергнуто переходное правительство, которым руководила временная хунта Мали. страна вернулась к демократически избранному гражданскому правительству.

В январе Мали выслала посла Франции в Бамако после того, как тогдашний министр иностранных дел Франции Ив Ле Дриан охарактеризовал малийскую хунту как «нелегитимную» и «вышедшую из-под контроля». Эта напряженность предшествовала объявлению Макрона о выводе войск 17 февраля, когда Париж и его союзники пришли к выводу, что малийская хунта является ненадежным контртеррористическим партнером, который либо не желает, либо не может решать усугубляющиеся проблемы безопасности и управления страны.

В этом году аналогичные события произошли в соседней Буркина-Фасо, где ранее в этом году был свергнут бывший президент Рош Марк Кристиан Каборе. В сентябре подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба, занявший пост после январского переворота, был свергнут и заменен капитаном Ибрагимом Траоре. Отношения Франции с Буркина-Фасо также находятся на перепутье из-за слухов о разногласиях внутри режима по поводу будущего партнерства.

В свете обострения экстремистского насилия и тревожного количества попыток государственного переворота в Западной Африке лидеры ЭКОВАС также недавно договорились о создании региональных сил для вмешательства против джихадизма и переворотов. Но это, как и действия, предпринятые в прошлом месяце в рамках Аккрской инициативы, может ошибочно принять симптом за причину, поскольку предполагает, что неспособность остановить волну переворотов и экстремистского насилия связана с отсутствием достаточно мощного военного ответа.

Создание западноафриканской многонациональной оперативной группы номинально звучит как активный шаг, к которому уже давно призывают международные партнеры региона и даже многие в регионе. Но неясно, чем другая специальная структура сотрудничества, ориентированная на военное решение проблемы экстремистского насилия, будет отличаться от всех других дублирующих друг друга сил, которые уже существуют, включая G5 Sahel или Многонациональную совместную оперативную группу в бассейне озера Чад.

Но непопулярность Франции в регионе имеет глубокие и сложные корни, которые имеют гораздо меньше общего с предполагаемой российской активностью в регионе, которую французские официальные лица регулярно называют причиной «антифранцузских настроений», и больше связаны с неоколониальными отношениями Парижа с властями.

Западные державы, такие как Франция и Великобритания, могут приветствовать новые попытки предложить «африканские решения африканских проблем», но им будет трудно избавиться от представления – по большей части оправданного – о том, что теперь они пытаются вести за собой. Их заявленное желание обновить свое военное присутствие, оставаясь при этом «активными» в регионе другими способами, отчасти связано с растущей негативной реакцией населения на их присутствие в регионе, которое не принесло обещанных улучшений в области безопасности.

*запрещены на территории РФ

Поделиться
Комментарии0

Восемь солдат были убиты и 13 ранены в результате нападения на севере Того, заявило правительство западноафриканской страны. Этот инцидент стал первым смертоносным нападением на территорию государства со стороны вооруженных групп, убивших тысячи человек в соседних странах.

25 марта 2025Армия

Армия России продолжает свой путь на Покровск

Сегодня хотелось бы обратить внимание на ситуацию на фронте, который непосредственно затрагивает город Покровск (также известный как Красноармейск). Российские подразделения уже несколько месяцев ведут упорные бои с украинскими вооруженными силами и иностранными наемниками в попытке захватить этот стратегически важный населенный пункт. Почему же Покровск столь необходим? Дело в том, что он является ключевым узлом снабжения для украинских войск в Донбассе, в том числе для городов Торецк (Дзержинск), Константиновка и Часов Яр, а также для агломерации Славянск-Краматорск. Контроль над Покровском мог бы существенно ослабить силы противника, перекрыв связи и линии обеспечения....

Сегодня, 24 марта, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде вновь возобновились переговоры между Россией и США об урегулировании конфликта на Украине.

В ночь на 21 марта ВСУ ударили по газоизмерительной станции «Суджа».

20 февраля 2025Техника

НАТО срочно ищет ответ на российский УМПК

В командовании Североатлантического альянса ищут способы противодействия российским авиабомбам, оснащенным управляемым модулем планирования и коррекции....

Девять стран НАТО с 13 января по 26 февраля проведут учения «Steadfast Dart-25» для проверки способности к оперативному развертыванию сил на восточном фланге «в условиях конфликта».