«Стратегический компас»: ЕС собирается проводить собственные учения и создать силы быстрого реагирования

16 ноября 2021
4 388 0 0

Евросоюз планирует провести первые в своей истории самостоятельные военные учения в 2023 году.  А на  2025 год намечено создание быстрых сил реагирования численностью до 5000 солдат и офицеров для «повышения  способности ЕС решительно действовать в горячих точках в  зонах своего влияния».

«Стратегический компас»: ЕС собирается проводить собственные учения и создать силы быстрого реагирования

Военные учения сил быстрого реагирования в Германииdpa/picture-alliance/TASS

Вчера  министры иностранных дел и обороны стран Евросоюза на совещании в Брюсселе начали обсуждение документа «Стратегический компас», в котором предлагается резко увеличить военный потенциал организации — «с  целью иметь необходимые силы для продвижения своей защиты своих интересов». Инициатива была передана в прошлую среду в Европейскую комиссию Жозепом Боррелем, Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Документ теперь представлен министрам иностранных дел и обороны стран Европейского Союза, которые встречаются в понедельник и вторник на мероприятии, которое также будет включать рабочий обед с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. «Это не тот мир, который выбрали европейцы или который мы предпочитаем, но это тот мир, с которым мы должны столкнуться», - говорится в представленном документе на 28 страниц, который цитирует, например, испанская газета El País. «Начиная с 2023 года мы будем регулярно организовывать манёвры, в том числе военно-морские», - говорится в «Стратегическом компасе», Если документ будет принят Евросоветом в марте следующего года, то в дальнейшем он станет определять внешнюю и оборонную политику ЕС.

Гипотетические учения 2023 года призваны стать основой для создания  оперативных сил быстрого реагирования, которые к 2025 году могут составить  до 5000 военнослужащих. Таким образом, Брюссель хочет развить так называемую концепцию «европейского батальона», предусматривающую теоретическую доступность до 1500  военнослужащих их разных стран ЕС в совестной армейской единице. Концепция была принята ещё в 2017 году, но  так и остаётся реализованной лишь на бумаге — из-за  отсутствия политической воли, финансовых ресурсов для   мобилизации военнослужащих и проведения совместных учений. 

В начале ответственность за организацию манёвров и руководство ими будет возлагаться на национальные подразделения. Но с 2025 года руководить учениями должно уже подразделение Генерального штаба ЕС. Он тоже был создан  в 2017 году, и также остаётся во многом бумажным штабом, а не настоящим. «Военный штаб по планированию и выполнению операций» принимал на себя командование невоенными миссиями, ориентированных, в основном, на обучение личного состава в третьих странах, таких как Мали, Сомали или ЦАР. Теперь предполагается, что штаб будет командовать  будущими боевыми операциями, для чего его штат будет увеличен — с  25 до 150 человек.

Целью учений, в конечном итоге, должно стать создание мобильных сил обороны, способных быстро действовать в случае необходимости. «Мы будем проводить регулярные манёвры для усиления нашей взаимопомощи в случае вооруженной агрессии в соответствии со статьей 42.7 Договора о ЕС», - говорится в «Стратегическом компасе» ссылаясь на правовую основу, аналогичную той, которая функционирует в НАТО и позволяет государствам-членам совместно реагировать на нападение. Кроме того, с 2022 года будут проводиться совместные учения против гибридных войн, угроз в киберпространстве и  космосе. Предложения также включают совместное финансирование гражданских и военных операций ЕС с 2023 года, что предполагает использование общего бюджета ЕС. 

Касается документ и деятельности СМИ. В 2022 году планируется выделить дополнительные средства «для усиления СМИ ЕС,  чтобы создать механизмы защиты от гибридных атак, разработать превентивную и сдерживающую дипломатию против атак в киберпространстве». В 2023 году будет создано подразделение для «систематического сбора данных об инцидентах, связанных с манипулированием информацией или виртуальным вмешательством со стороны третьих стран».

Таким образом, в 2025 году, если запланированный график будет соблюдаться, у ЕС будут вооруженные силы быстрого реагирования численностью до 5000 человек, которые можно будет развернуть в количестве, соответствующем размеру каждой миссии. Боррель настаивает на том, что «именно миссия определяет количество необходимых войск, а не наоборот». Что касается гражданских миссий, то с 2023 года ЕС планирует создать команду из 200 экспертов, которые будут готовы к выполнению любого проекта-задания в течение 30 дней.


От НАТО никуда не деться 

Если «Стратегический компас» будет одобрен и принят в том виде, в котором его представили европейским министрам на совещании, проходящем в эти дни в Брюсселе, это будет означать шаг в сторону создания собственных вооружённых сил. Причины понятны — европейские государства хотят большей независимости от США в вопросах обороны,  в условиях ослабления Вашингтона после провала операции в Афганистане и близости к этому состоянию миссии в Ираке. А также очевидного переключения американцами внимания на Индо-Тихоокеанский регион для противостояния Китаю, что зафиксировало, в том числе, создание союза AUKUS с Великобританией и Австралией. 

Однако то, насколько шаг европейцев будет решительным — вызывает большие вопросы. Само по себе проведение учений ЕС без командования НАТО, конечно, показательно и иллюстрирует намерения нынешнего руководства ЕС. О том, что «Стратегический компас» будет представлен в октябре-ноябре, Борелль заявил ещё в первой половине сентября. Тогда же на волне неудачи в Афганистане с инициативами выйти на более высокий уровень оборонного сотрудничества в рамках ЕС выступили министры обороны Германии и Испании — Аннет Крамп-Карренбауэр и Маргарита Роблес. Характерно, что именно эти две страны продемонстрировали наибольшее рвение в выполнении     общеевропейской стратегии повышения оборонных бюджетов и заложили рекордное  финансирование бюджетов военных министерств  на 2022 год. Их поддержал и польский премьер-министр Тадеуш Моравецкий. Недовольство Франции обстоятельствами создания союза AUKUS вызвали во французских СМИ разговоры о возможности возвращения страны в деголлевский формат отношений с НАТО — без участия в военных структурах. 

В те дни издание «Военная платформа» разместило большой аналитический материал, в котором объясняло, почему планам по созданию единой европейской армии далеко до реализации. И хотя сам факт конкретизации предложений Борреля и других высоких европейских чиновников в документе, представляемом совещанию профильных министров, говорит о том, что реальные очертания у таких планов появляются, причины, по которым настоящие вооружённые силы ЕС мы едва ли увидим в ближайшие годы, остаются слишком вескими и серьёзными, чтобы этим планам помешать. Это, в первую очередь, нежелание США терять военно-политический контроль над ЕС; а также неохотное стремление европейских стран увеличивать расходы на оборону; лоббистские усилия членов европейских структур НАТО, которые не желают терять ни власти, ни влияния; культ пацифизма, антимилитаризма, ЛГБТ-образа жизни, «зелёной энергетики» в ущерб ценностям мужества, доблести, патриотизма в Европейском союзе;  недостаточное внимание и уважение к своим армиям в странах ЕС.

Поэтому ни одна серьёзная военная операция с участием стран Евросоюза без решающего участия НАТО сейчас невозможна. Планирование любой такой миссии осуществляется в Вашингтоне, там же происходит и утверждение всех командных должностей в Североатлантическом альянсе, большинство из которых (особенно ключевых) занимают американцы. Создание сил быстрого реагирования ЕС, разумеется, посылает определённый сигнал Вашингтону, но тревожиться Белому дому пока особенно не из-за чего. «Стратегический компас» предусматривает создание армейского соединения, которое по численности будет уступать даже так называемой «армии Косово», формируемой американскими инструкторами. И решать серьёзные стратегические и геополитические задачи задачи оно, конечно, не сможет. 

Именно поэтому ожидается, что обсуждение «Стратегического компаса» будет горячим и далёким от формального. Ко всем вышеперечисленным причинам стоит добавить противодействие стран Восточной Европы, прежде всего Прибалтики, которые раздуваются от важности в связи со своим географическим положением — вблизи российских границ, что даёт им возможность размещать на своих территориях американские и западноевропейские оперативно-тактические военные подразделения, предоставлять НАТО свою землю для непрекращающихся учений, получать от  Запада   дополнительное финансирование и время от времени сотрясать воздух громкими антироссийскими заявлениями. Едва ли в военных проектах крупнейших стран ЕС прибалтийским республикам уготована подобна важная роль. 

В любом случае Вашингтон внимательно следит за развитием событий и сделает всё, чтобы панъевропейская армия, если и будет создана, стала бы дополнением к НАТО, могло бы разгрузить альянс в военном и финансовом плане в Европе и других частях земного шара, а США позволило бы сосредоточить большее внимание на Индо-Тихоокеанском регионе. Именно в таком ракурсе Вашингтон готов будет поддержать самостоятельные инициативы ЕС. Или терпеть их как определённое выпускание пара недовольными   европейскими странами. Но никак не в качестве сколь-нибудь значимого противовеса НАТО. Да и западноевропейские партнёры США едва ли готовы и желают идти настолько далеко. 

Поделиться
Комментарии0
5 июля 2022Украина

Что не так с западной помощью Украине?

На фоне очевидных усилий Запада по затягиванию конфликта на Украине Североатлантический альянс продолжает поставлять незалежной военную помощь, объемы которой растут в геометрической прогрессии....

Вооруженные Силы России завершили полное освобождение территории ЛНР, но спецоперация на этом не закончена.

Портал «Военная платформа» публикует данные об очередных подвигах российских военнослужащих, успешно выполняющих задачи специальной военной операции.

66 0 0
23 июня 2022Украина

Спецоперация «Z»: котлы и оперативное окружение ВСУ на Донбассе

Подразделения Армии России совместно с силами ЛДНР продолжают успешно выполнять задачи специальной военной операции....

Впервые за 20 лет новоизбранному президенту Франции не удалось завоевать абсолютное большинство в парламенте, что вынудило Эммануэля Макрона иметь дело с непокорными левыми и возрождающимися ультраправыми.

Польша является основным поставщиком тяжелого вооружения для Украины, в том числе сотен танков, боевых машин, артиллерии, беспилотных летательных аппаратов и ручных зенитных установок, а также сотен тысяч патронов, запасных частей и другого оборудования.