Специалисты считают, что на внесение изменений потребуются годы. Между тем, завершающие испытания должны начаться уже предстоящей осенью.
В Управлении испытаний Пентагона недовольны «детищем» Lockheed Martin Corp. - F-35. Пока все попытки улучшить качество и надежность суперсамолета явно буксуют. К примеру, один из главных критериев – готовность F-35 для выполнения боевых миссий – остается, по словам военных, в районе 50%. Роберт Бехлер, новый начальник Управления испытаний, больше всего жалуется в ежегодном отчете для руководства Пентагона и комитета по обороне Конгресса именно на эту важнейшую составляющую, потому что она существенно не меняется в лучшую сторону с октября 2014 года несмотря на то, что количество самолетов постоянно растет.
В этом году программа F-35, самой дорогой системы вооружения в истории не только США, но и наверное всей планеты, должна выйти на финишную прямую. Времени у разработчиков из Lockheed было вполне достаточно - 16 лет. В сентябре 2018 года с 12-месячным опозданием должны начаться интенсивные испытания самолета в условиях, максимально приближенных к боевым. Вероятно, эти испытания, необходимые перед полным запуском истребителя-бомбардировщика в промышленное производство, продлятся не меньше года.
Высокопоставленные чиновники Пентагона, включая заместителя министра обороны Патрика Шэнахана и главу Управления по закупкам вооружений и техники Эллен Лорд, неоднократно подчеркивали необходимость снизить затраты на приобретение F-35, равные 406,5 млрд долларов, и затраты на работу и обслуживание самолета в долгосрочной перспективе, оцениваемые до 2070 года в районе 1,2 трлн долларов.
Министерство обороны США пытается ускорить заключение контрактов на сборку и поставку истребителей-бомбардировщиков F-35 пятого поколения несмотря на сохраняющиеся многочисленные недочеты и проблемы технического характера, которые обнаружились на текущем этапе производственных испытаний.
Например, 3F, окончательный вариант очень сложной компьютерной начинки F-35, прошел уже 31 производственное испытание, но говорить о достижении удовлетворяющего военных уровня надежности все равно еще рано, подчеркивается в докладе Управления по испытаниям.
Среди недочетов хватает и более «прозаических» проблем, таких, например, как шины на варианте F-35 для ВМФ США - F-35B, у которого недочетов оказалось больше, чем у основной версии самолета. Всего же в докладе Бехлера отмечаются около 1000 маленьких и больших проблем, связанных с F-35. Например, имеются летчики-испытатели жалуются на серьезные проблемы в работе шлема. Особенно много вопросов к выводу на дисплей жизненно важной информации о состоянии самолета и условиях боя. Серьезные проблемы и с действием ракет «воздух-воздух» AIM-120.
Предстоящие испытания позволят спрогнозировать возможности F-35 в бою и покажут, насколько он готов к выполнению боевых миссий. В Управлении испытаний прогнозируют, что они, вероятно, закончатся не раньше декабря 2019 года. К концу испытаний будет собрано в общей сложности уже более 600 самолетов F-35. Это ок. четверти (25%) от общего количества самолетов, которыми Пентагон предполагает вооружить ВВС США – 2456 истребителей-бомбардировщиков. На данный момент собраны 265 самолетов.
Представитель Lockheed Кэролайн Нельсон в одном из недавних интервью подчеркнула, что поставленные в 2017 году 66 F-35 являются более чем 40-процентным увеличением поставок по сравнению с предыдущим годом. Компания, по ее словам, готова наращивать выпуск самолетов, чтобы выйти к 2023 году на запланированные темпы, составляющие примерно 160 самолетов в год.