Самолет-ветеран совершил уникальный перелет в Берлин через Белоруссию и Польшу. В России – это единственный Ил-2, способный подниматься в небо. В мире всего две такие машины и обе были восстановлены в Новосибирске.
Представленный на авиашоу штурмовик - участник воздушных боев в Заполярье. В конце ноября 1943-го года он вступил в последнюю схватку. Тогда самолетом управлял Герой СССР, младший лейтенант Валентин Скопинцев. Для него это был всего лишь третий вылет на штурмовике.
Недалеко от границы с Норвегией в неравном бою с группой немецких мессершмитов самолет был сбит. Изрядно потрепанный штурмовик с поврежденным двигателем чудом удалось посадить на лед замерзшего озера Кривое у поселка Сафоново. Экипаж покинул машину, но она ушла под воду.
«Летающий танк» 70 лет пролежал на дне озера, затем был обнаружен поисковиками и восстановлен по оригинальным чертежам. Интересно, что реставраторы использовали 70 процентов родных деталей, такого еще никто не делал. Некоторые пробоины в корпусе оставили нетронутыми.
От Калуги до аэродрома Шенефельд 2000 километров. Летчик-испытатель Владимир Барсук преодолел это расстояние с промежуточными посадками в Минске и Варшаве.
В Германии самолет пробудет до воскресенья. Его показательные полеты увидят тысячи зрителей.
Историческая справка:
Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолет в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом». По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой».
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. Серийное производство самолета началось в феврале 1941 года.