Около 200 организаций из 30 иностранных государств и 44 регионов России презентовали свои изобретения в Московском КВЦ «Сокольники» на 22-м Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед», прошедшем в конце прошлого месяца
Беспилотник «Грач» был представлен на стенде воронежской Военно-воздушной академии. Он разработан Арзамасским приборостроительным конструкторским бюро (ООО «АПКБ», дочернее предприятие АПЗ) под научным руководством Воронежской военно-воздушной академии (ВВА).
Напомним, что БПЛА-ВТ «Грач» впервые был презентован на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» летом прошлого года. Тогда он был признан одним из девяти наиболее перспективных инновационных проектов, которые были представлены на форуме. Основными преимуществами этого БПЛА-ВТ называли весомую полезную нагрузку (50 кг) при собственном малом весе и габаритах, максимальную дальность полета (300 км) на высоте до 3,5 км. Кроме того, отмечалось, что беспилотник может находиться в воздухе без дозаправки до 6 часов и развивать скорость до 160 км/ч.
Затем, в ноябре прошлого года, «Грача» показали в Нижнем Новгороде на выставке Sentex – 2018 «Безопасность. Охрана. Спасение». «Имея большой высотный и температурный диапазоны, наш беспилотный аппарат способен работать в любых условиях. Он предназначен для координации работ в местах пожаров, стихийных бедствий, для обеспечения связи и проведения спасательных операций в горах и труднодоступных местах, для обследования водных бассейнов», - рассказал тогда технический директор АПЗ Виктор Сивов.
С тех пор аппарат был модернизирован: снижен вес носителя и полезной нагрузки, чтобы увеличить дальность и время полета. Также конструкторы усовершенствовали форму пеленгатора, чтобы вертолет стал более маневренным и устойчивым к ветру. Для более точного определения местоположения у предыдущей версии заменена аппаратурная навигация. В нынешней компоновке уже проведены первичные летные испытания, а военно-технический эксперимент, который будут проводить совместно ВВА, АПЗ и АПКБ, назначен на май.
Как отметил заместитель главного конструктора АПКБ Владимир Пименов, сейчас большой интерес к этому беспилотнику связан с тем, что на рынке нет БПЛА среднего класса с высокой грузоподъемностью и высокой автономностью работы. «Особенно интересовались представители азиатских стран с целью применения беспилотника в общепромышленном, в частности, сельхозпроизводстве для орошения полей», – рассказал Пименов.
Начальник Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации Андрей Гончаров оценил ход проведения инициативной разработки БПЛА-ВТ «Грач» и сообщил, что экспонат включен в список для обязательного посещения первых лиц государства на форуме «Армия-2019», который пройдет в конце июня в подмосковной Кубинке.
На данный момент БПЛА-ВТ «Грач» проходит процесс лицензирования, чтобы затем получить сертификат летной годности в соответствии с Воздушным кодексом России. Программа по обучению операторов дрона разрабатывается на площадке Московского авиационного института. Планируется, что обучение начнется уже в этом году.