Сирия: война после саммита

6 ноября 2018
1 007 0 0

Не успел завершиться «исторический» саммит в Стамбуле по урегулированию сирийского вопроса с участием глав Германии, России, Турции и Франции, как в Сирии запахло новым витком эскалации боевых действий.

Сирия: война после саммита

Лидеры России, Германии, Турции и Франции на саммите в Стамбуле.EPA/TASS

Стамбульский саммит по сирийскому урегулированию 27 октября многие наблюдатели уже успели назвать «историческим». В нем приняли участие президент России Владимир Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель. Незримо присутствовали и США: их позицию, по сообщениям СМИ, представила Франция, имеющая аналогичный взгляд на урегулирование сирийской проблемы. 

Не было Ирана, на что официальный Тегеран явно обиделся: представитель МИД страны заявил, что при обсуждении ситуации в Сирии «ни одна сторона не может оставить за бортом Иран». Впрочем, справедливости ради стоит признать, что присутствие Ирана сделало бы достижение на саммите общих договоренностей малореальным – в первую очередь, из-за непримиримых противоречий между Исламской республикой и США, которые как раз недавно ввели против Ирана крайне жесткие экономические санкции в связи с его ядерной программой (стоит при этом учитывать, что США являются лидером международной коалиции по борьбе с радикальной организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), в которую входят, в частности, члены НАТО Германия, Турция и Франция). 

Повестка дня

К саммиту стороны подошли в непростой ситуации. Самых острых вопросов было два. Первый – ситуация в сирийской провинции Идлиб, последнем оплоте антиправительственных сил, а также, по данном сирийских и российских властей, последней области дислокации крупных формирований радикальных исламистских организаций. Изначально Сирия планировала начать, при поддержке российских ВКС, масштабное наступление на Идлиб еще в сентябре. Но против выступила Турция, которая, видимо, рассматривает часть опозиционных формирований, как своих потенциальных союзников, а также европейские страны, опасающиеся гуманитарной катастрофы и нового наплыва беженцев – численность населения провинции оценивается в 3 млн человек. 

В итоге 17 сентября в Сочи Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган достигли договоренности о создании в провинции Идлиб демилитаризованной зоны. К 10 октября из демилитаризованной зоны все группировки должны были вывести тяжелое вооружение, в том числе, танки и реактивные системы залпового огня. А к 15 октября зону должны были покинуть боевики радикальных формирований, в том числе, Джабхат-ан-Нусры (запрещена в РФ). Контроль за процессом на месте возлагался совместно на турецких и российских военных. Договоренность о выводе техники, судя по сообщениям турецких источников, была соблюдена в срок, по боевикам – нет; впрочем, российские власти уже заявили, что сроки здесь – не главное. 

Второй важнейший вопрос – формирование в Сирии Конституционного комитета, соответствующее решение было принято в январе на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи. В Комитет должны войти представители трех сторон: официальных властей Сирии, оппозиции и гражданского общества. Задачей этого органа было создание новой конституции страны (или, в мягком варианте, принятие поправок в действующую) и обеспечение демократических выборов нового руководства государства. Здесь стороны не сходились по срокам: США с союзниками, полагали, что процесс должен начаться как можно скорее, Россия считала, что спешить не стоит – видимо, полагая, что позиции нынешнего президента Сирии Башара Асада со временем только усиливаются в связи с успешным развитием военной операции против сил оппозиции. 

Общий консенсус 

Ответим, что от саммита особых прорывов и новых решений едва ли кто ожидал. Например, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков накануне встречи говорил, что речь на данном этапе идет о «сверке часов» и определения общих тем и интересов. Таким образом, главное значение саммита состояло скорее в его статусе: впервые на таком уровне заинтересованные стороны пытались согласовать стратегию сирийского урегулирования. 

По сути, так и вышло. По итогам саммита его участники приняли совместное коммюнике; в нем обозначены контуры «дорожной карты» по урегулированию «сирийского вопроса». «Принятое совместное заявление отражает настрой России, Турции, ФРГ и Франции на дальнейшее расширение взаимодействия в интересах нормализации обстановки в САР, запуска эффективного межсирийского диалога и проведения необходимых государственных реформ и преобразований»,— сообщил на пресс-конференции по итогам саммита Владимир Путин. По его словам, стороны пришли к соглашению, что долгосрочная стабильность в САР может быть достигнута исключительно политико-дипломатическими средствами. 

Если говорить более конкретно, видимо удалось прийти к некоторому общему знаменателю по вопросу ситуации в Идлибе. Как сообщила Ангела Меркель, главы Турции, Германии, России и Франции взяли на себя обязательства поддерживать перемирие в провинции. Правда, Владимир Путин отметил, что, если боевики будут совершать вооруженные провокации из идлибской зоны, «Россия оставляет за собой право оказать действенную поддержку решительным действиям сирийского правительства по ликвидации этого очага террористической угрозы». 

По Конституционному комитету также удалось достичь договоренности; все участники саммита признали необходимость ускорения формирования данного органа и даже назвали срок – до конца года. «В первую очередь необходимо обеспечить запуск деятельности конституционного комитета в Женеве, который призван рассмотреть основополагающие вопросы будущего государственного устройства Сирии. При этом должны учитываться решения, принятые на сочинском Конгрессе сирийского национального диалога», - заявил Владимир Путин. 

Выразили удовлетворенность результатами саммита и Соединенные Штаты. «Мы приветствуем, что на саммите было одобрено соглашение о деконфликтации в Идлибе между Турцией и Россией. Могу сказать откровенно, нас обнадеживает, что на этой встрече были приняты конкретные обязательства по созданию конституционного комитета до конца года», - заявил представитель Госдепа США Роберт Палладино. Также он сообщил, что США провели «широкие консультации» с представителями всех четырех участников саммита до его проведения. 

Таким образом, можно было бы констатировать, что саммит достиг своей цели: все крупнейшие заинтересованные стороны (кроме Ирана) пришли к соглашению о путях урегулирования ситуации в регионе – по крайней мере рамочному. Однако последующие события показали, что расслабляться преждевременно – ситуация может обостриться в любой момент, и поводов для этого достаточно. 

Частные противоречия

Стамбульский саммит завершился 27 октября. А уже в течение следующей недели произошел ряд довольно примечательных событий. 

29 октября сирийское информагентство SANA сообщило, что международная коалиция, возглавляемая США, применила белый фосфор во время атаки на объекты в городе Хаджин в сирийской провинции Дейр-эз-ЗорПредставитель коалиции назвал эту информацию «полной ложью». 

30 октября Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в ближайшее время Турция начнет масштабную операцию против сил самообороны сирийских курдов к востоку от Евфрата. «Мы не позволим на востоке от Евфрата создать террористическую структуру, мы ее разрушим. Шаг за шагом очистим холм за холмом», — отметил он, выступая перед парламентской фракцией правящей Партии справедливости и развития. Напомним, что Анкара считает Силы самообороны курдов, контролирующие при поддержке США территории Сирии к востоку от реки Евфрат, террористической организацией, связанной с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана. 

1 ноября министр транспорта Сирии Али Хамуд сообщил, что страна готова к открытию погранпереходов на границе с Ираком и не видит в этом угроз безопасности; Дамаск ожидает решения Ираком логистических вопросов. Стоит напомнить, что именно присутствие в Сирии иранских войск больше всего беспокоит ключевого союзника США в регионе, Израиль, поскольку иранцы поставляют через сирийские базы ракеты и боеприпасы боевикам, обстреливающим израильскую территорию – в частности, из Ливии. Поэтому не удивительно, что уже 5 ноября премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что хотел бы встретиться с президентом Владимиром Путиным в Париже, где пройдут памятные мероприятия в честь 100-летия окончания Первой мировой войны. Тема предполагаемой встречи, правда, официально не разглашается. 

2 ноября начальник российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Владимир Савченко сообщил, что террористы привезли две емкости с хлором к зернохранилищу в населенном пункте Калъат-Эль-Мудик в 20 км от сирийского города Хама. По его словам, боевики намерены использовать хлор для инсценировки применения сирийскими властями химического оружия против мирных граждан. Генерал также сообщил, что незаконные вооруженные формирования продолжают нарушать режим перемирия в зоне деэскалации в Идлибе. 

4 ноября Сирия заявила, что осуждает решение американской администрации ввести новые санкции против Ирана и считает их продолжением политики Вашингтона по расшатыванию стабильности и безопасности в регионе. «Это решение снова отражает неспособность США придерживаться реализации взятых на себя обязательств в соответствии с Совместным всеобъемлющим планом действий по иранской ядерной программе 2015 года», — говорится в опубликованном в Facebook заявлении МИД Сирии. В тот же день замглавы МИД Сирии Фейсал Микдад заявил, что Дамаск намерен сотрудничать с назначенным 31 октября новым спецпосланником генсека ООН по Сирии Гейром Педерсеном, если дипломат воздержится от методов его предшественника Стаффана де Мистуры (который ушел в отставку по личным обстоятельствам) и не будет на стороне «террористов». 

Как видим, говорить, что ситуация в регионе уверенно движется по пути деэскалации боевых действий пока явно преждевременно – особенно в свете грядущей масштабной наземной операции Турции и усиления присутствия иранских сил. Так что Стамбульский саммит лишь обозначил текущий консенсус относительно общего направления движения к урегулированию. Но это – только начало пути. 

Поделиться
Комментарии0
27 марта 2024Техника

Пушка Т-14 «Армата» поражает цели на расстоянии до 8 км на земле и в воздухе

На полигонах было проведено испытание пушки танка Т-14 «Армата». Для испытания использовался танковый снаряд 3УБК21 «Спринтер». В отчетах указывается, что орудию 2А82 в паре со снарядом удалось поразить гипотетическую воздушную цель, расположенную на расстоянии 8 км. Согласно предыдущим российским данным, максимальная достигнутая дальность стрельбы танка составляла примерно 7-7,5 км....

Недавно экипажи корвета «Совершенный» и малых противолодочных кораблей «Метель» и «Кореец» Тихоокеанского флота провели заслуживающие внимания морские учения. Дислоцированные в Японском море, эти команды приняли решение обнаружить, засечь и уничтожить подводную лодку условного противника.

В Греции грузовой поезд с американскими танками «Абрамс» был перехвачен и остановлен членами Коммунистической партии Греции и ее молодежной организации. Эта интенсивная демонстрация антиимпериалистических настроений привела к тому, что движение поезда из порта Александруполис в Болгарию было остановлено.

28 февраля 2024Техника

Истребитель-невидимка Су-57, вооруженный ракетой Х-69, ускользает от западной разведки

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов....

В то время как Россия не задействовала свой ультрасовременный истребитель Су-57 в боевых действиях на Украине, всплыло интригующее событие: высокоточное оружие Х-69, первоначально разработанное для Су-57, по-видимому, было использовано.

Благодаря постоянному пополнению коллекции основных боевых танков Т-80 модернизированными Т-80БВМ Российская Армия продолжает совершенствовать свое военное вооружение. За эти поставки отвечает завод транспортного машиностроения «Омсктрансмаш».