Самолеты первого транша, которые представляют собой начальную боевую готовность серии «Тайфун», должны пройти систематическую программу «Сокращение для производства». Эта инициатива направлена на сохранение годных к использованию компонентов самолетов и создание запасных частей для более широкого парка самолетов «Тайфун».
Это объявление было сделано в ответ на вопросы Клайва Льюиса, члена парламента от Лейбористской партии Южного Норвича, который запросил разъяснений относительно нынешнего статуса самолетов первого транша, задав письменный парламентский вопрос.
Джеймс Картлидж, государственный министр Министерства обороны, ответил, что с февраля 2022 года ни один самолет «Тайфун» первого транша не был выведен из эксплуатации или передан в дар Украине.
Картлидж сказал: «Часть первого транша будет подвергнут программе сокращения производства, чтобы лишить его пригодных к использованию деталей и внести свой вклад в запас запасных частей для парка «Тайфунов»».
На данный момент в военном реестре имеется 30 самолетов Транша 1, и к концу марта 2025 года планируется вывести из эксплуатации 26 самолетов. Однако этот план вызвал обеспокоенность, особенно в Специальном комитете Министерства обороны, по поводу потенциального пробела в обороноспособность страны.
В прошлом году член парламента Марк Франсуа, обращаясь к Специальному комитету обороны, поставил под сомнение логику вывода этих самолетов из эксплуатации и предложил поместить хотя бы некоторые из них в военный резерв.
Впоследствии, в сентябре этого года, известная группа британских членов парламента опубликовала исследование, в котором предлагалось законсервировать истребители первого транша «Тайфун» FGR4 Королевских ВВС, а не сдавать их на слом.
В соответствии с нынешней стратегией, большинство из 30 самолетов первого транша «Тайфун» Королевских ВВС должны завершить свою службу 31 марта 2025 года, и только четыре из них планируется сохранить до 2027 года.
Это решение сократит общее количество самолетов «Тайфун» в составе Королевских ВВС до 107, включая 67 самолетов второго транша и 40 самолетов третьего транша.
Поскольку крайний срок наступает в 2025 году, дискуссии о стратегических последствиях этого решения продолжаются, что обеспечивает постоянный фокус для дискуссий как в военной, так и в политической сферах.
Ранее в этом году сообщалось, что Великобритания может предоставить свои истребители Украине.
Однако логистические проблемы заставили Великобританию отказаться от идеи предоставления Украине самолетов Транша 1, и это решение подтвердил государственный министр Министерства обороны.
Эксперты оценивают недостатки этих самолетов, предполагая, что они не могут существенно способствовать продолжающемуся конфликту и могут столкнуться с рядом препятствий.
Более того, конструкция «Тайфуна», оптимизированная для больших высот и скоростей, создает проблемы перед лицом угрозы российских зенитно-ракетных комплексов большой дальности.
Возможности «Тайфуна» класса «воздух-земля» ограничены бомбами Paveway II с блоком наведения Litening III, что делает их менее эффективными в условиях угроз над линиями фронта Украины.
Кроме того, существует обеспокоенность по поводу содержания и эксплуатации этих истребителей на Украине, учитывая рассредоточенность авиабаз страны. Подвесные воздухозаборники «Тайфуна» делают его уязвимым для повреждения двигателя обломками посторонних предметов, что является распространенной проблемой на относительно суровых базах, используемых ВВС Украины для предотвращения ударов России.
По сути, хотя идея поставок самолетов «Тайфун» на Украину изначально рассматривалась, логистические, оперативные и стратегические внутренние ограничения вынудили Великобританию исключить такую помощь, подчеркнув сложные проблемы, связанные с поддержкой оборонных потребностей Украины в условиях продолжающегося конфликта.