Без нас - никто. Военные инженеры отмечают профессиональный праздник

21 января 2023
3 807 0 0

21 января свой профессиональный праздник отмечают сотрудники и военнослужащие Инженерных войск России.

Без нас - никто. Военные инженеры отмечают профессиональный праздник

Военнослужащие отдельного инженерно-саперного полка во время боевой подготовки в "Саперной деревне". - Фото: Александр Щербак/ТАСС

Официально дата закреплена в российском законодательстве в 1996 году. Однако если говорить о рождении Инженерных войск в России, то сегодня они отмечают 322 года своего существования. Ведь именно 21 января (10 января по старому стилю) 1701 года по указу царя Петра I было создано первое инженерное училище.

Уже в 1702 году выпускники Пушкарского приказного училища ушли в первые горнозаводские части русской армии. Однако, в отличие от артиллерийских дивизий, численность инженерных войск Российской империи изначально была невелика. За первые двадцать лет существования численность войск увеличилась лишь до 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондукторов.

Однако в 1722 году инженеры были включены в Табель о рангах на чин выше пехотных и кавалерийских офицеров. Это было связано с более высокими требованиями, которые предъявлялись к военным инженерам. Им платили больше жалованья, потому что статус военного инженера требовал не только хорошей общевойсковой подготовки, но и специальных знаний. Военный инженер должен был постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки и иметь для этого соответствующие стимулы. Так государство пыталось отделить военных инженеров от общеармейской среды. В том же 1722 году в каждом русском полку была введена должность полкового инженера. За все инженерные работы отвечал военный инженер в чине офицера.

По мере развития и усложнения военного дела возрастали требования к подготовке офицеров и унтер-офицеров инженерных служб, увеличивалась численность инженерных войск. 

Военные инженеры в течение XVIII - XIX веков участвовали в строительстве многочисленных крепостей, различных укреплений на границах Российской империи, в приграничных районах, крупных городах. 

В 1797 году был сформирован особый Пионерский полк трехбатальонного состава. В каждом батальоне полка было по три пионерных и одна минная роты. Полк выполнял задачи по организации военного строительства в ходе боевых действий и военных походов, при этом использование полка допускалось только по указанию главнокомандующего армией.

К началу Отечественной войны 1812 года инженерные силы империи включали 10 минно-пионерных рот, кроме того, в их состав входили понтонные роты с артиллерийскими частями и 14 крепостных понтонных и минных рот. В состав таких рот входили только офицеры и кондукторы (унтер-офицеры), а солдат как рабочая сила поставлялся для выполнения конкретных задач пехотными полками и местным населением. Только к началу войны инженерам удалось построить 178 мостов, отремонтировать 1920 верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.

Через несколько лет после разгрома наполеоновской армии инженерная служба подверглась новой реформе — батальоны были сведены в три пионерные бригады, а в 1822 г. понтонные роты были переданы инженерному ведомству. Были сформированы гвардейские и армейские кавалерийские пионерские эскадроны. В 1844 году специальным императорским указом все инженерные части русской армии были переименованы в саперно-строительные.

Отдельная страница в истории русских инженерных войск - Крымская война 1853-1856 годов, когда русская армия и флот столкнулись с превосходящими силами крупных и могущественных держав - Англии, Франции, Османской империи и присоединившегося к ним Сардинского королевства. К моменту начала боев в состав русской армии входили 9-й саперный батальон, 1-й учебный саперный батальон, 2-й резервный батальон и 2-я конно-пионерная дивизия.

Именно военные инженеры под руководством Эдуарда Тотлебена построили такую систему обороны Севастополя, которая позволяла почти целый год отражать атаки врага. В годы русско-турецкой войны 1877-1878 голов особенно востребованы были знания военных инженеров. Например, во время знаменитых боев при Шипке удалось отразить атаки османских войск вообще без применения артиллерии и стрелкового оружия. оружие. Секрет успеха заключался в использовании электрически управляемых фугасов, которые обратили в бегство османскую армию в инженерном отношении.

К концу XIX века произошло окончательное оформление инженерных войск как самостоятельного рода войск. Инженерные войска никогда не были особенно многочисленны и составляли в то время 2-2,5% от общей численности русской армии. Однако, помимо саперной и понтонной частей, в их состав вошли новые специалисты. Так, именно на военных инженеров была возложена организация воздухоплавательной службы, голубиной почты. 

К началу ХХ века в состав инженерных войск входят 7 саперных бригад (25 батальонов), 1 железнодорожная бригада, 2 отдельных железнодорожных батальона, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 12 отдельных рот, 6 укрепленных войсковых телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. 

Численность инженерных войск на 1900 год составляла 31 329 человек. Кроме того, фактический резерв двигателя составляли крепостные в составе 53 крепостных артиллерийских дивизионов, 2 крепостных полков, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальонов и 5 вылазочных батарей.

В состав инженерных войск позже вошли также электротехнические части, автомобильные части, а инженерное управление стало отвечать за строительство дорог военного назначения. Инженерные войска сыграли очень важную роль в годы Первой мировой войны. Росту их значения для вооруженных сил способствовало увеличение доли инженерных частей и подразделений в общей численности русской армии. К 1917 г. инженерные войска составляли 6% всей русской армии.

Новая страница в истории отечественных инженерных войск началась после Октябрьской революции. Фактически Советское правительство, используя опыт старой русской армии, начало заново строить инженерные войска Красной Армии и добилось огромных успехов в решении этой задачи. К 1929 году во всех родах войск были созданы штатные инженерные части, что позволило повысить их боеспособность и сделать более самостоятельными при выполнении различных задач.

В Великой Отечественной войне инженерные войска проявили себя наилучшим образом, выполняя важнейшие задачи на передовой и в тылу. К 1945 году в Красной Армии насчитывалось 98 инженерно-саперных, 11 понтонно-мостовых бригад, 7 инженерно-танковых полков, 11 понтонно-мостовых полков, 6 огнеметно-танковых полков, 1042 инженерно-саперных полка, 87 понтонно-мостовых батальонов, 94 отдельные роты и 28 отдельных отрядов. За годы войны военные инженеры установили более 70 миллионов противотанковых и противопехотных мин, расчистили 765 тысяч квадратных километров территории и 400 тысяч километров путей. Инженерные войска Красной Армии возвели 11 тысяч постов, проложили почти 500 тысяч километров путей.

Естественно, столь напряженная и опасная служба, а ведь все эти задачи приходилось решать под огнем вражеской артиллерии, под ударами авиации, не могла быть вознаграждена. Более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов, служивших в инженерных войсках Красной Армии, награждены различными орденами и медалями, 655 военных инженеров удостоены звания Героя Советского Союза. Стоит отметить такой важный факт, что 201-я инженерная часть получила статус гвардейской.

Период с 1950-х до конца 1980-х годов стал периодом дальнейшего развития и укрепления инженерных войск Советской Армии. В частях и подразделениях инженерных войск служили сотни тысяч советских воинов. Война давно закончилась, а военные инженеры продолжали решать боевые задачи уже в мирное время, участвуя в разминировании городов и поселков, в обезвреживании «даров войны» — бомб, артиллерийских снарядов и других боеприпасов, которые, по кстати, периодически обнаруживаются и по сей день.

Инженерные войска, как и другие виды Советской Армии, прошли всю Афганскую войну. Так, в Афганистан были направлены 45-й отдельный инженерно-саперный Краснознамённый, орденов Красной Звезды полк, другие части, соединения и части инженерных войск. Военным инженерам приходилось действовать на незнакомой местности, в сложных климатических условиях, под угрозой нападения противника, но они все же справлялись с поставленными задачами и выполняли функции боевого обеспечения ОКСВА.

Отдельной героической и трагической страницей в истории советских инженерных войск является Чернобыльская катастрофа. Генерал-лейтенант Николай Георгиевич Топилин, впоследствии занимавший пост заместителя начальника инженерных войск по вооружению, вспоминал, что именно инженерные войска оказались наиболее подготовленными к действиям в условиях Чернобыльской катастрофы, так как они прошли специальную подготовку к действиям при применении оружия массового поражения. Именно военные инженеры выполняли разведывательные задачи объекта, затем участвовали в большинстве работ, проводимых на АЭС.

Распад Советского Союза негативно сказался на состоянии вооруженных сил постсоветских государств, и Россия в этом отношении не стала исключением. Тем не менее военные инженеры участвовали в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, в различных миротворческих миссиях.

На сегодняшний день инженерные войска Российской Федерации состоят из инженерно-саперных, инженерных, понтонно-мостовых бригад, инженерно-саперных и инженерно-маскировочных полков, в состав которых входят Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, где осуществляется подготовка военных специалистов с высшим и средним образованием для нужд Инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Военные инженеры остаются одними из самых важные виды войск, получают качественную подготовку.

Инженерные войска называются войсками переднего края. В военное время без них невозможно представить ни одно наступление. Военные саперы прокладывают проходы через минные поля, расчищают завалы, чтобы дать возможность своим силам двигаться вперед, проводят работы по разминированию. Военные инженеры строят мосты и переправы, дороги и укрепления.

В мирное время они участвуют в операциях по реагированию, помогают людям во время стихийных бедствий на территории России и за ее пределами, проводят гуманитарные операции по разминированию. Только в ходе сирийской операции специалистами ВС РФ обезврежено более 6,5 га земли, обезврежено более 100 взрывных устройств.

Инженерные войска России также занимаются разминированием и обучением специалистов на территории Лаоса. 

В свою очередь, на Инженерные войска во время российской спецоперации на Украине возлагается огромная ответственность. Более того, именно российские саперы обеспечивают безопасность жителей освобожденных районов, территория которых буквально усеяна украинскими минами и другими взрывоопасными предметами.

Поделиться
Комментарии0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

123 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

213 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.