Военное сотрудничество России и Сербии: как и во внешнеполитической сфере, мешают «многовекторность» Белграда и его «западные партнёры»

12 октября 2021
805 1 0

Армия и полиция Сербии согласно имеющимся договоренностям и контрактам получат новейшие оборудование и вооружение из России, подтвердил в обнародованном во вторник интервью «РИА Новости» министр внутренних дел страны Александр Вулин.

Военное сотрудничество России и Сербии: как и во внешнеполитической сфере, мешают «многовекторность» Белграда и его «западные партнёры»

Александр Вулин на открытии Армейских международных игр - 2021 на полигоне Алабино.Сергей Фадеичев/ТАСС

Глава сербского дипломатического ведомства заявил, что полученное оружие и техника сделают сербскую армию и полицию значительно сильнее. Рассмотрим текущее состояние и перспективы военно-политического сотрудничества России и Сербии.

Сербия является крупнейшим импортером российского оружия и военной техники в Европе. По договору «Шойгу-Вучич», заключённому в октябре 2016 года в Сочи, Россия передала Сербии 30 модернизированных танков Т-72МС, 30 бронемашин БРДМ-2, семь вертолётов Ми-17 и Ми-35, шесть истребителей МиГ-29. По схеме Белград в некоторых случаях платит за ремонт, иначе техника передаётся бесплатно Также Сербия в феврале прошлого года приобрела батарею ЗРК «Панцирь-С1». Сербский президент Александр Вучич заявил, что власти страны ожидают поставки ПТУР «Корнет» из России до конца текущего года.

Выступая в начале июня на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, сказал: «Сербия - стратегический партнер России в европейском регионе в области военно-технического сотрудничества. Российская сторона готова оказать нашим сербским друзьям всестороннюю поддержку как в закупке готовых образцов вооружения российского производства, так и в обеспечении боеготовности уже поставленной техники». И добавил, что в «ближайшее время, возможна новые покупки Сербией российских средств ПВО и вертолётов».

Наибольшие споры, разумеется, вызывает возможная покупка Сербией российских комплексов С-400 «Триумф». Поскольку это не просто новейшее оружие, а важный геополитический инструмент. Этот вопрос в последние 5 лет достаточно активно обсуждался сербскими политиками, военными и обычными гражданами. Президент Сербии сказал 2 года назад, что страна хочет иметь его, но пока не может себе этого позволить. Однако в таком заявлении немало лукавства.

Военное сотрудничество не настолько эффективно, как могло бы быть

В октябре 2019 года оптимизма сторонникам приобретения грозных русских ЗРК в Сербии добавили совместные российско-сербские учения на территории балканской республики, в которых были задействованы и С-400, и «Панцирь-С1». Это был первый случай, когда российское Минобороны использовало «Триумф» за пределами России, а президент Вучич, посетивший те манёвры, констатировал, что покупкой всего двух расчётов С-400 его страна закрыла бы все проблемы с защитой воздушного пространства страны.

Такое желание вызвало яростную реакцию американской стороны, которая стала угрожать Сербии санкциями по закону CAATSA в случае приобретения новейших российских систем ПВО. Об этом прямо заявил во время визита в Северную Македонию тогдашний представитель США по Балканам Мэтью Палмер. И уже через несколько дней Вучич после встречи с директором департамента по вопросам санкций американского внешнеполитического ведомства Томасом Заржецки сказал пресловутую фразу о том, что С-400 являются слишком дорогой покупкой для Сербии, которую она себе позволить не может.

То есть американцы просто напугали сербское руководство санкциями. Ну а для убедительности перед этим последнее примерно в те же дни подписало с НАТО второй договор IPAP (План индивидуального партнёрства), который расширил первый, от марта 2015 года, вызвавший в Сербии скандал, поскольку поэтому документы натовцы получили возможность сначала использовать в совместных учениях сербский военный полигон «Юг» близ города Буяновац, а затем и право беспрепятственного передвижения по территории Сербии, ещё и с дипломатическим иммунитетом. И, разумеется, этими правами пользуются с удовольствием.

«Европейский путь» мешает Сербии, но не Вучичу

Это в целом отражает политику «европейского пути» и «многовекторности», которую правительство Сербии проводит особенно активно с момента подписания Брюссельского договора в 2013 году и первого ИПАПа в 2015. Фанатичность сербского правительства в такой стратегии остужают сами Брюссель и Вашингтон, требующие от Белграда признания независимости Косово. На что сербское руководство пойти никак не может из-за полного отсутствия поддержки такого «решения» сербским народом.

Учитывая, что среди сербского населения только 1% допускает возможность отдать Косово, пойти по такому пути означало бы для нынешней белградской власти не просто политическое самоубийство, а и элементарную угрозу личной безопасности. Пример Зорана Джинджича хорошо иллюстрирует то, как на Балканах могут обойтись со сторонниками слишком тесного сближения с Западом. При том, что бывший сербский премьер-министр выступал против предоставления Косову независимости.

При этом Вучич и его соратники уже не могут не понимать, что и соглашения с Приштиной при посредничестве ЕС и ИПАПы представляют собой весьма нехитрые ловушки, расставленные для Белграда Западом. Ущербность для Сербии Брюссельского договора, пункты которого Белград усиленно выполнял, а приштинская администрация и её западные кураторы использовали, чтобы де-факто продвигать независимость Косово, в очередной раз показали недавние события на севере автономного края.

Они как раз очень хорошо показали, что Белград после подписания документа в 2013 году фактически не может решать проблемы в Косово без апелляции к ЕС и НАТО. Ведь в результате соглашение, частично погасившее кризис, было подписано при посредничестве Брюсселя, а войска KFOR, заменившие «косовский спецназ» ROSU, были представлены чуть ли не как благодетели и спасители.  

А ведь ешё месяц назад переброска натовских подразделений на границу между Центральной Сербией и Косово однозначно воспринималось бы сербами негативно. Тем более кейфоровцы были усилены дополнительными британскими войсками, которые косовские сербы небезосновательно не любят особенно — не только из-за бомбардировок 1999 года, но и по причине неприглядной роли в албанских погромах 2000-2004 годов. На днях Лондон сообщил о переброске в автономный край 485 своих солдат и офицеров, большинство из которых представляют 1-й королевский батальон гуркхских стрелков, возвращающихся в Косово.  

Однако Белград по-прежнему пытается сделать хорошую мину при плохой игре, и даже отправил к границе с Косово бронетехнику и авиацию, что было широко разрекламировано в СМИ как защита косовских сербов. На деле же решать проблему пришлось на переговорах с «премьер-министром Косово» Альбином Курти в штаб-квартире брюссельской бюрократии. А «президент Косово» Вьоса Османи регулярно заявляет, что в случае конфликта в Косово, сербская армия будет иметь дело с НАТО.

Косовские «лидеры» и в международной политике обнаглели уже настолько, что характеризуют состоявшуюся на днях встречу стран членов Движения неприсоединения в Белграде, посвящённую 60-летию его создания, как «попытку Сербии использовать конференцию для давления на присутствующие страны в вопросе признания независимости Косово». До градуса беспрецедентно безумных украинских заявлений в сфере внешней политики западные хозяева пока подняться не позволяют, но вектор вполне очевиден.

Разумеется, Вучич активно разыгрывает и русскую карту, понимая, насколько приветствуется в стране дружба с Россией. Весьма популярны в сербском обществе идеи не только покупки Сербией новейшего российского оружия, но и создания в стране русской военной базы. Поэтому и совместные учения с российскими войсками проводятся регулярно и преподносятся они в Сербии совсем по-другому, чем манёвры с натовцами, которые местные СМИ практически не освещают. Однако на более серьёзное военное сотрудничество Белград не идёт из-за боязни гнева «западных партнёров». Которых очень беспокоит действительная и потенциальная военная активность Москвы в Сербии, в центре Европы.

Поэтому, не имея возможностей сделать крупнейшую страну Центральных Балкан действительным членом НАТО, Североатлантический альянс подписывает с Белградом договоры, по которым его деятельность на сербской территории была бы максимально комфортной. И используют другие балканские страны — члены НАТО — для создания помех в транспортировке российского оружия в Сербию. Как это было в случае с Румынией в июле 2019 года, когда Бухарест заблокировал транспортировку по Дунаю 10 бронемашин «БРДМ-2», подаренных Москвой Белграду. Тогда груз был доставлен самолётом Ил-76 через воздушное пространство Белоруссии, Польши, Словакии и Венгрии.

Ну а Вучичу оставляют возможность оправданий, вроде дороговизны С-400, которые Москва, учитывая важность стратегического партнёрства с Сербией, могла бы поставить Белграду и по дешёвке, а то и бесплатно. Ведь сделана же на днях Сербии значительная скидка на газ в условиях нынешнего топливного кризиса в Европе. И что тем более подтверждает практически безвозмездная передача отремонтированной и находящейся в отличном состоянии техники со стороны России и Белоруссии.

Кстати, Турция, покупая С-400, американских санкций не испугалась, они были действительно наложены в ноябре 2020 года. И не надо и говорить, сколь мизерное влияние оказали на военно-политическую ситуацию в стране. Особенно учитывая, что приобретение российских ПВО позволило Турции добиться свободы и диверсификации в защите своего воздушного пространства. Поскольку «Триумфы» могут сбивать самолёты НАТО, а американские «Пэтриоты» нет.

На рынке оружия тоже многовекторность

На рынке вооружений Сербия придерживается схожей стратегии многовекторности. Год назад, выступая во время учений сербской армии на полигоне в Пештере, президент Вучич заявил, что его страна закупит турецкие беспилотники Barjaktar, китайские дроны, возможно, израильские БПЛА Hermes 900 или Heron, чтобы «самостоятельно защищать и защитить свое небо», а также французские ракеты Mistral, вертолеты Airbus H145M.

Учитывая хаотичность и «многовекторность» сербской внешней политики, и на рынке закупок вооружений нет чёткой концепции и стратегии, поэтому Стратегический план обороны и План вооружения на период до 2030 года по-прежнему находятся в стадии разработки. Пока главным светлым пятном в них является обещания, что в ближайшее время на вооружение армии должен появиться современный отечественный дрон Pegaz, способный вести разведку, нести оружие и использоваться для прямой трансляции военных учений.

Однако тёмных пятен больше. Непонятно, зачем Сербии многомиллионные контракты на закупки вооружений из разных стран, если все её проблемы в обороне воздушного пространства могли бы гораздо дешевле и эффективнее решить российские ПВО. В этой же связи странно и то, почему Белград купил всего одну батарею «Панцирь-С1», ведь она имеет радиус действия около 20 километров и может защитить лишь небольшую часть страны.

Ничем иным, как фобиями западных санкций, такую хаотичность не объяснишь. Поэтому на местном рынке вооружений и доминирует неэффективная эклектика на средства налогоплательщиков. В прошлом году, по оценкам Стокгольмского института исследования проблем мира SIPRI, траты Сербии на оборону превысили один миллиард долларов США, что для Центральных и Западных Балкан очень много.

В то же время хаос наблюдается и в сфере экспорта вооружений. «Афера Крушик», связанная с незаконной торговлей оружием в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Йемен и Сирию, а также скандал с поставками вооружений обеим воюющим сторонам в Нагорном Карабахе, демонстрируют, что важным субъектом в сербском оборонном секторе является криминал. Который добавляет колоритности сербской «многовекторной мозаике» (а проще говоря, бардака) — как в торговле оружием, так и во внешней политике в целом.


Поделиться
Комментарии0

Сербский лидер Александр Вучич выразил благодарность российской стороне за поставки в рамках двустороннего договора о военно-техническом сотрудничестве качественного и надежного вооружения.

480 0 0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.