Кто будет защищать Мали? Свобода выбора по-европейски: выбирать можно, но только нас

27 сентября 2021
730 0 0

В конце прошлой недели ситуация в Мали стала объектом обсуждения во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Но не из-за существенного обострения военной обстановки, а из-за споров о том, кто должен защищать страну от террористов. На эту тему высказались министр иностранных дел России Сергей Лавров и премьер-министр Мали Шогель Кокалла Маига.

Кто будет защищать Мали? Свобода выбора по-европейски: выбирать можно, но только нас

Французские солдаты покидают МалиAP/TASS

Глава малийского правительства заявил с трибуны ООН, что Бамако ищет новых партнеров, чтобы заполнить «пустоту», которая неизбежно возникнет после завершения Францией антитеррористической операции «Бархан». «Франция оставляет нас, принимая одностороннее решение об уходе», - грустно отметил Маига. В свою очередь глава МИД РФ подтвердил, что власти Мали обратились за помощью в обеспечении безопасности к российской частной военной компании «Вагнер».  По словам Лаврова, тема очень волновала европейских партнеров, с которыми он встречался в Нью-Йорке — «на полях» Генассамблеи.

Беспокойство «европейских партнёров», пожалуй, наиболее открыто выразила 15 сентября министр обороны Франции Флоранс Парли.  «Для французского правительства участие российской частной компании «Вагнер» в Мали было бы «несовместимо» с продолжением миссии французских войск в этой стране», - заявила тогда Парли на слушаниях в Комитете по иностранным делам Национального собрания. Парли при этом подтвердила «приверженность французских сил в Мали, ведущих борьбу с джихадистскими группировками в течение 8 лет… Мы все еще находимся в Мали и мы, несомненно, будем там в ближайшие месяцы и годы».

В тот же день министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан  высказался  более жёстко. «Вмешательство российских военизированных формирований может даже привести к выводу французских войск. «Вагнер» - это частная компания, состоящая из солдат, отличившихся зверствами, грабежами и всевозможными нарушениями. Это абсолютно несовместимо с нашим присутствием. В Центральноафриканской Республике это привело к ухудшению ситуации с безопасностью. Вмешательство группы такого типа было бы несовместимо с действиями сахелианских и международных партнеров Мали».

Официальную поддержку позиции Елисейского дворца высказал и Берлин, чьи военнослужащие также находятся в Мали в составе контингента Евросоюза EUTM. А глава европейской дипломатии Жозеп Борелль прямо сказал Лаврову в разговоре с ним, что тема безопасности Африки не является российской. «Как мне сказал Жозеп Боррель — вы лучше вообще в Африке не работайте, потому что Африка — это наше место. Вот прямо так и сказал», - процитировал собеседника глава российского МИД.

На эти заявления последовал ответ из Бамако от Министерства обороны Мали, которое сообщило журналистам, что переговоры с компанией «Вагнер» имели место. «Мали намерена диверсифицировать свои оборонные отношения в среднесрочной перспективе для обеспечения безопасности страны. Мы с Вагнером пока ничего не подписывали, но разговариваем со всеми», - сказали в малийском Минобороны.

«Гибридная война» Запада со всеми фирменными ингредиентами 

Информация о том, что нынешнее правительство Мали ведёт переговоры с российской ЧВК «Вагнер» появилась ещё весной этого года. А немногим ранее, в конце марта, бельгийская Международная служба информации о мире  International Peace Information Service (IPIS) опубликовала очередной доклад о нарушениях прав человека в военных конфликтах Субэкваториальной Африке и, в частности, написала о «зверствах ЧВК «Вагнер» в ЦАР».

Именно та часть доклада стала тогда раскручиваться французскими СМИ, которые начали пропагандистскую кампанию против российской ЧВК. Как материал использовался и совместный доклад Сирийского центра СМИ и свободы информации, Международной федерации прав человека и российского правозащитного центра «Мемориал» о нарушениях, которые вагнеровцы якобы совершили в Сирии и Ливии. Теперь, когда речь идёт уже о весьма конкретных переговорах правительства Мали об отправке в страну 1000 бойцов российской ЧВК, тема эта во французских и других западных медиа приобрела явные признаки информационной войны.

Источники информации для её ведения СМИ Франции и её партнёров, разумеется, выбрали, мягко говоря, одиознейшие. Сирийский медиацентр не раз был пойман за руку на распространении фейков о «зверствах режима Асада» и «нарушений правил ведения войны российскими вооружёнными силами» и небезосновательно подозревается в тесных связях с британской разведкой Ми-6. По меньшей мере, с ней.

Бельгийские организации, как и французские старшие братья (например, «Репортёры без границ» и «Врачи без границ»), регулярно служат медиаоружием этих стран и средством «мягкой силы» в международной политике. Международное гуманитарное право и вольное трактование его нарушений давно стали коньком Франции и Бельгии в международной политике, одним из её инструментов является большое влияние этих стран в МККК ещё с середины XIX века.

А что касается «Мемориала», десятилетиями живущего на средства от грантов от иностранных фондов — филиалов разведок западных стран — и их зарубежных партнёров из  Международной федерации прав человека со штаб-квартирой в Париже — то тут по распространению недостоверной, предвзятой и откровенно лживой информации о России, как говорится, клейма негде ставить. Думается, те борцы за экономические свободы людей и против  нацизма, которые честно служили FIDH в 20-е — 40-е годы, сейчас в гробу переворачиваются от деятельности нынешних западных «правозащитников».

Почему Бамако потребовалась замена? 

Напомним, что за последний год Мали пережила два военных переворота. Сначала в августе 2020 года был свергнут президент Ибрагим Бубакар Кейта. После этого военные назначили временное гражданское правительство, которому было поручено вернуть страну к демократическому правлению. Однако в мае  был совершён новый путч — компания заговорщиков во главе с полковником Ассими Гойта отстранила от власти  временное правительство, а сам её лидер был объявлен временным президентом. В июле после второго переворота президент Франции Эммануэль Макрон объявил о сокращении своих войск в Мали.

Однако это лишь видимая часть айсберга. Во-первых, Франция выводит часть войск не только из Мали, а из сахельского региона в целом. Объявленное сокращение контингента к 2023 году — с 5000 до 2500-3000 выглядело как вполне плановое, в которое могли быть внесены лишь определённые коррекции.

Во-вторых, в Мали существует вполне объективное недовольство неэффективностью международных войск в борьбе с террористическими группировками на севере страны. Это «Исламское государство в странах Сахеля» («Исламское государство в Большой Сахаре»), которое рассматривает Мали как часть Вилаята Центральная Африка, «Организация Аль-Каида в странах исламского Магриба», а также туареги, добивающиеся создания независимого государства Азавад.  Дошло до того, что именно члены ИГ народности фульбе, вытесненные из Нигерии, эффективно защищают членов этой общины Мали от набегов туарегов.

В этом году обстановка в стране стабильно ухудшается, по данным представительства ООН в Мали количество нападений на мирных граждан за первые 6 месяцев этого года (258) составило 88% от показателя за весь прошлый год. С 1 апреля по 30 июня в Мали различными военизированными группировками было совершено 43 внесудебных казни. 9 августа было совершено последнее крупное нападение на три общины в приграничном с Нигером районе провинции Гао — Кару, Уатугуна и Даутугефт. В связи с этим власти Мали всё чаще говорят о том, что силы ООН во главе с Францией и Европейского союза перестали бороться с повстанцами.

Кстати, о том, что люди «Вагнера» находятся в Мали, агентство AFP впервые сообщило в конце 2019 года, когда небольшая группа бойцов была замечена в столице страны Бамако сразу после того, как бывший президент Ибрагим Бубакар Кейта подписал соглашение о военном сотрудничестве с Россией. До августовского путча оставался ещё примерно год.

Французская миссия в Мали

Так что, как видим, майский путч совсем не является главной причиной разногласий между Мали и Францией.

Французские вооружённые силы вошли в Мали во главе спецконтингента ООН АФИСМА на рубеже 2012-2013 годов по мандату, выданному резолюцией Совбеза ООН №2085. Армия Франции достаточно быстро подавила активную часть восстания туарегов, которое к тому времени уже было исламизировано  ИГ, Аль-Каедой и туарегской радикальной группировкой Ансар ад-Дин.

Однако почти сразу стало ясно, что война перешла в партизанскую стадию, и,  понимая бесперспективность её ведения, французское правительство стало заявлять о том, что собирается сокращать свой контингент и призывать играть  главную роль в патрулировании территории  армии африканских стран. Те, в свою очередь, от такой идеи были не в восторге и под слова французских властей о возможном уходе стали осуществлять уход реальный — первым это сделали чадские войска в 2013 году.

В результате французы находятся в Мали уже более 8 лет, с января 2013 года погибло уже 52 их военнослужащих в этой стране. Всего в стране находятся 15 000 миротворцев ООН, отдельно действует военная миссия ЕС EUTМ — 700 солдат из 25 стран.

«Вагнер» спешит на помощь? 

При этом, как уже говорилось выше, власти в Бамако обвиняют миротворцев ООН в неэффективности, раздаются голоса и о том, что Запад намеренно не громит группировки  ИГ и «Аль-Каеды» в Мали с целью поддержания перманентного хаоса в стране. Согласитесь, знакомые по Сирии, Ираку, Йемену и Афганистану обвинения.

Поэтому правительство Мали и выражает стремление к диверсификации иностранного контингента, обращаясь к российской ЧВК. Тем более, что вагнеровцы как раз зарекомендовали себя эффективным наведением порядка в ЦАР и Судане, где они брали под охрану важнейшие объекты по добыче и транспортировке полезных ископаемых и подавлении бандформирований, мешавших спокойной жизни граждан.

Впрочем, в этих двух странах деятельность «Вагнера» в Африке наиболее известна, как и в Сирии. Неофициально представители находятся в Ливии, где воюют на стороне сил маршала Хафтара. Недавно американское агентство «Bloomberg» распространило информацию, что вагнеровцы дислоцированы в Зимбабве, Анголе, Мадагаскаре, Гвинее, Гвинея-Бисау, Мозамбике и, предположительно,  в ДР Конго. Их приглашают правительственные или частные структуры — для охраны государственных чиновников, инфраструктурных объектов, прежде всего предприятий по добыче полезных ископаемых и транспортных коммуникаций. Вагнеровцы официально нанимаются местными или российскими промежуточными компаниями.

Таким образом российские частные военнослужащие становятся всё более значимой силой на африканском континенте, что вызывает уже нескрываемое раздражение на Западе. Поскольку Россия переняла тактику использования ЧВК для вышеуказанных целей у США, Великобритании и Франции — и их компаний Academy (бывшая Blackwater), G4S (бывшая Group 4 Securicor), Secopex и других. Раздражение вызвало к жизни и настоящую информационно-дипломатическую войну вокруг поездки  российской частной армейской группы в Мали.

Надо сказать, что в российском законодательстве, в отличие от крупнейших западных стран, статус частной военной компании не определён, что даёт возможность западным и российским либеральным пропагандистам называть вагнеровцев наёмниками. Но в Африке с точки зрения международного права это не так, поскольку Конвенция ООН 1987 года даёт исчерпывающее определение наёмникам, выделяя 5 их признаков. И если хотя бы один из них не соблюдается, лицо наёмником не считается. Первый признак — лицо должно быть специально завербовано для ведения насильственных действий  против правительства страны для подрыва её конституционного строя и территориальной целостности.

Представители ЧВК «Вагнер»  же действуют на территории африканских стран  по приглашению или с ведома правительств, поэтому под определение наёмников никак попасть не могут. В Ливии, если вагнеровцы действительно участвуют в гражданской войне там на стороне Халифы Хафтара, законность правительства Сараджа в Триполи по международному праву очень условна.

Ну, а самый «бронебойный» элемент информационной войны Запада — про зверства ЧВК «Вагнер» в ЦАР и Сирии — является на самом деле наислабейшим. Поскольку не изобилующие доказательной базой аргументы не идут ни в какое сравнение с давно доказанными фактами военных преступлений, скажем, американской ЧВК Blackwater. Например, расстрела на площади Нисур в Багдаде 17 сентября 2007 года, в результате которого погибли 17 мирных иракских жителей и ещё 20 были ранены — и в результате чего эту ЧВК пришлось переименовывать Academy. И это лишь один из эпизодов.

А уж о том, что официальные военные операции США и НАТО в целом являются хрестоматией, настольным учебником по грубейшим нарушениям Международного гуманитарного права, и говорить лишний раз не надо. И это не мешало французским военнослужащим участвовать в таких акциях — например, бомбардировках Югославии в 1999 или в операции в Афганистане. Но, что дозволено быку, то ему разрешено по западным двойным стандартам.

Остаётся надеяться, что правительство Мали проявит твёрдость в отстаивании интересов своей страны в оборонной сфере, а его примеру последуют и другие африканские государства.

 

Поделиться
Комментарии0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

110 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

203 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.