Россия выпустила редкий высотный самолет М-55 с контейнерами Су-34

6 ноября 2023
2 033 1 0

Недавно в публичной сфере появились доказательства того, что редкий высотный самолет М-55 «Геофизика», принадлежащий России, был «расконсервирован», и его полеты возобновились из подмосковного аэропорта Раменское.

Россия выпустила редкий высотный самолет М-55 с контейнерами Су-34

Пилотаж самолета М-55 во время тренировочного полета - Фото: Бобылев Сергей/TASS

К крылу самолета был прикреплен характерный контейнер, скорее всего, УКР-РТ с оборудованием радиоразведки. Подобные контейнеры впервые были замечены под Су-34 во время учений «Запад-2021» двумя годами ранее.

Объект под крылом «Геофизики» называется универсальный контейнер разведки (УКР). Предназначен он для увеличения возможностей Су-34 в плане оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки. Соответственно, выпускается контейнер в трех вариантах и непрерывно модернизируется.

Судя по крупной радиопрозрачной панели на боку, «Геофизика» носит усовершенствованную радиолокационную версию. По информации из открытых источников, УКР-РЛ превращает Су-34 в небольшой, но быстрый и маневренный самолет ДРЛОиУ, засекая единичные и массовые цели на дальности до 300 километров. С его помощью можно находить войска на марше и в местах сосредоточения.

УКР-РТ позволяет бомбардировщику засекать вражеские РЛС и другие объекты с сильной электроннойактивностью в радиусе сотен километров. УКР-ОЭ предназначен для наблюдения за местностью в оптическом и тепловом диапазонах.

Все типы УКР обмениваются данными с прицелом бомбардировщика, информация о целях может передаваться на другие самолеты и наземные средства поражения. Су-34 с обновленным программным обеспечением уже используют эти контейнеры.

Внимание к М-55 «Геофизика» во многом было связано с его использованием в качестве высотного самолета-разведчика для ракетных ударов в советское время.

Если говорить дальше, то в 1960-х годах Советский Союз разработал проект высотного самолета, известного под кодовым названием М-17 «Стратосфера», предназначенного для перехвата американских самолетов-разведчиков U-2 или высотных аэростатов.

Тем не менее, первый полет самолета состоялся только в 1982 году, после чего вопрос о высотных аэростатах уже не был актуален.

Впоследствии советское руководство трансформировало проект в высотный самолет-разведчик ракетного наведения, специально для советского ОТРК «Ока» [снято с производства], фактически предшественника ОТРК «Искандер». Переработанная конструкция получила обозначение М-55 «Геофизика», первый полет которой состоялся в 1988 году.

По имеющимся данным, всего было изготовлено около пяти таких самолетов, а с 1996 года они были переконфигурированы для проведения гражданских научных исследований, включая исследования стратосферы, разделяемой Россией и европейскими странами.

В 2017 году российские профильные источники утверждали, что М-55 «Геофизика» была поставлена на консервацию из-за нехватки контрактов на научные исследования. После этого все публичные записи и упоминания об этих типах самолетов исчезли до самого недавнего времени.

Возобновление полетов М-55 «Геофизика» может иметь двойное значение: оно может быть частью усилий по разработке бортового оборудования для российской тактической авиации или шагом к возобновлению первоначальной разведывательной роли самолета при ракетных ударах.

М-55 «Геофизика» (по принятой в НАТО кодификации Mystic-B) – советский, а впоследствии российский высотный дозвуковой разведчик. Был спроектирован и построен по схеме цельнометаллического полумонококового высокоплана, нормальной аэродинамической схемы со свободнонесущим крылом. Со временем самолет стал использоваться исключительно в гражданских целях. Высотный самолет М-55 способен проводить исследования в стратосфере на высотах до 20 километров, осуществляя мониторинг воздушной среды, суши, водных бассейнов, а также выступать ретранслятором для обеспечения радио- и телефонной связи. Также на базе М-55 была спроектирована система противоградовой защиты.

Важными характеристиками М-55 «Геофизика» являются длина фюзеляжа 22,67 метра, размах крыла 37,4 метра и максимальная взлетная масса чуть более 23 тонн. Рассчитанный на одного пилота, самолет достигает максимальной скорости примерно 743 км/ч на оптимальной высоте 20 километров. Максимальная высота полета самолета составляет 21,5 километров, а практическая дальность – 1220 километров.

Поделиться
Комментарии0
30 апреля 2024Битва за историю

Знамя Победы над Рейхстагом: падение символа нацистской Германии

Ровно 77 лет назад в Берлине советские воины водрузили Знамя Победы над поверженным Рейхстагом....

Британские власти продолжают активно поддерживать режим Зеленского на Украине, поставляя Киеву боеприпасы и военную технику.

С 1 мая на Поклонной горе будет представлена западная техника ВСУ, захваченная российскими бойцами в зоне СВО.

12 марта 2024Украина

Танк «Челленджер» продолжает застревать

Украинские танки «Челленджер-2», поставляемые из Великобритании, сталкиваются с довольно предсказуемой проблемой. Британское СМИ The Sun раскрыло эту повторяющуюся проблему, связанную с тем, что эти танки часто застревают в черноземе Украины....

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ.

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».