В советской литературе классическим образом солдата с отличным чувством юмора, помогающим преодолевать тяготы войны, является Иван Тёркин, увековеченный Иваном Трифоновичем Твардовским. Ирония и сноровка советского солдата сочетается с глубокой любовью к Родине, земле, армии. В жёсткую форму юмор переходит только, когда он направлен на врага, которого необходимо уничтожить. Критика скорее является самокритикой, подтруниванием над обстоятельствами, проблемами, но никогда не перерастает в осуждение своей страны, начальства.
Поэтому герой, чья фамилия сама по себе говорит о постоянных трудностях, постоянно поддерживает сослуживцев, особенно его оптимизм ценен для новобранцев. Взаимопомощь, честь, самопожертвование становятся сквозь призму Тёркина характеристикой всей Красной Армии. Типичность и повседневность сочетаются с героизмом, иногда перерастающим в гротеск: самолёт, сбитый из винтовки, переплытая холодная река, стремление скорее вернуться на фронт, несмотря на ранение. При этом Тёркин — простой русский мужик, мастер на все руки, умеющий играть на гармошке, петь и даже пародировать.
Иное дело «бравый солдат Швейк» - герой произведений чешского писателя Ярослава Гашека. Образ Швейка пронизан антимилитаризмом, критикой Австро-Венгерской армии и империи в целом. Ирония и сарказм простого комиссованного чешского военнослужащего армии Габсбургов направлены именно на жёсткую критику власти, имперских порядков, полицейщины, бюрократии, коррумпированной медицины, пошлости, жадности, подавления свободы — а и капиталистические отношения в целом. Гашек был убеждённым коммунистом, поэтому в Чехии 1920-х годов жилось ему, заклеймённому предателем по возвращении с Гражданской войны из России, часто немногим легче, а то и тяжелее, чем герою его рассказов.
Если Тёркину юмор помогает бороться с врагом, то Швейку с собственным государством. «Официальный идиотизм» героя Гашека направлен против идиотизма, царящего в Австро-Венгрии.
В отличие от Василия Тёркина, Йозеф Швейк, хотя также является собирательным образом, имел реальных прототипов. Ими были два человека, с которыми был знаком Гашек: ефрейтор Йозеф Швейк и Франтишек Страшлипка — денщик реального поручика Лукаша, ротного командира Гашека во время Первой мировой войны. Именно Страшлипка был большим любителем «травить» различные байки и анекдоты.
Ещё один знаменитый ироничный образ солдата в классической литературе — бригадир Жерар — герой рассказов Артура Конана Дойля. Бригадир Жерар — герой наполеоновских войн, непревзойденный рассказчик, балагур и хвастун, фанатично и беззаветно преданный своему императору. Для описания подвигов Артур Конан Дойль использовал реальные исторические очерки, например, «Мемуары» барона Марслена Марбо, офицера лёгкой кавалерии Наполеона.
Подвиги бригадира сопровождаются искромётным юмором, и в то же время иронией над Францией как таковой и времён наполеоновских войн особенно, а также на англофобией французов. В целом ирония Конан Дойля является весьма доброй, пронизанной большой симпатией к своему герою и больше высмеивающей порядки в армии Наполеона, начальство, которое пользуется подвигами простых солдат, чтобы прикрыть собственную некомпетентность.
При этом насмешка над французским шовинизмом нередко перерастает у писателя в шовинизм английский. Однако надо заметить, что писатель смеётся не только над французами, но и над своими соотечественниками, поскольку явной иронии подвергается стереотипное восприятие Франции англичанами. А в насмешках над французской аристократией часто прослеживается и ирония над аналогами среди соотечественников.
Вот такие разные герои, такой разный солдатский юмор. А объединяют их жизнелюбие, помогающее таки или иначе преодолевать невзгоды тяжелых военных будней — кто бы ни был их виновников.