Ироничный образ солдата на войне в отечественной и зарубежной литературе

8 сентября 2021
2 010 0 0

Известно, что в тяжёлых жизненных ситуациях с невзгодами часто помогает справиться юмор. Тем более на войне, где смекалка, выдумка и жизнелюбие могут преодолеть самые сложные обстоятельства. Именно поэтому образ ироничного солдата не раз привлекал внимание крупных литераторов.

Ироничный образ солдата на войне в отечественной и зарубежной литературе

Иллюстрация к поэме А. Твардовского "Василий Теркин" Ореста Верейского

В советской литературе классическим образом солдата с отличным чувством юмора, помогающим преодолевать тяготы войны, является Иван Тёркин, увековеченный Иваном Трифоновичем Твардовским. Ирония и сноровка   советского солдата сочетается с глубокой любовью к Родине, земле, армии. В жёсткую форму юмор переходит только, когда он направлен на врага, которого необходимо уничтожить. Критика скорее является самокритикой, подтруниванием над обстоятельствами, проблемами, но никогда не перерастает в осуждение своей страны, начальства. 


Поэтому герой, чья фамилия сама по себе говорит о постоянных трудностях, постоянно поддерживает сослуживцев, особенно его оптимизм ценен для новобранцев. Взаимопомощь, честь, самопожертвование становятся сквозь призму Тёркина характеристикой всей Красной Армии. Типичность и повседневность сочетаются с героизмом, иногда перерастающим в гротеск: самолёт, сбитый из винтовки, переплытая холодная река, стремление скорее вернуться на фронт, несмотря на ранение. При этом Тёркин — простой русский мужик, мастер на все руки, умеющий играть на гармошке, петь и даже пародировать. 


Иное дело «бравый солдат Швейк» - герой произведений чешского писателя Ярослава Гашека. Образ Швейка пронизан антимилитаризмом, критикой Австро-Венгерской армии и империи в целом. Ирония и сарказм простого комиссованного чешского военнослужащего армии Габсбургов направлены именно на жёсткую критику власти, имперских порядков, полицейщины, бюрократии, коррумпированной медицины, пошлости, жадности, подавления свободы — а и капиталистические отношения в целом. Гашек был убеждённым коммунистом, поэтому в Чехии 1920-х годов жилось ему, заклеймённому предателем по возвращении  с Гражданской войны из России,  часто немногим легче, а то и тяжелее, чем герою его рассказов.


Если Тёркину юмор помогает бороться с врагом, то Швейку с собственным государством. «Официальный идиотизм» героя Гашека направлен против идиотизма, царящего в Австро-Венгрии. 


В отличие от Василия Тёркина, Йозеф Швейк, хотя также является собирательным образом, имел реальных прототипов. Ими были два человека, с которыми был знаком Гашек: ефрейтор Йозеф Швейк и Франтишек Страшлипка — денщик реального поручика Лукаша, ротного командира Гашека во время Первой мировой войны. Именно Страшлипка был большим любителем «травить» различные байки и анекдоты. 


Ещё один знаменитый ироничный образ солдата в классической литературе — бригадир Жерар — герой рассказов Артура Конана Дойля. Бригадир Жерар — герой наполеоновских войн, непревзойденный рассказчик, балагур и хвастун, фанатично и беззаветно преданный своему императору. Для описания подвигов Артур Конан Дойль использовал реальные исторические очерки, например, «Мемуары» барона Марслена Марбо, офицера лёгкой кавалерии Наполеона. 


Подвиги бригадира сопровождаются искромётным юмором, и в то же время иронией над Францией как таковой и времён наполеоновских войн особенно, а также на англофобией французов. В целом ирония Конан Дойля является весьма доброй, пронизанной большой симпатией к своему герою и больше высмеивающей порядки в армии Наполеона, начальство, которое пользуется подвигами простых солдат, чтобы прикрыть собственную некомпетентность. 


При этом насмешка над французским шовинизмом нередко перерастает у писателя в шовинизм английский. Однако надо заметить, что писатель смеётся не только над французами, но и над своими соотечественниками, поскольку явной иронии подвергается стереотипное восприятие Франции англичанами. А в насмешках над французской аристократией часто прослеживается и ирония над аналогами среди соотечественников. 


Вот такие разные герои, такой разный солдатский юмор. А объединяют их жизнелюбие, помогающее таки или иначе преодолевать невзгоды тяжелых военных будней — кто бы ни был их виновников.



Поделиться
Комментарии0

В декабре 1966 года, в 25-летие разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе - места кровопролитных боев - был перенесен прах Неизвестного солдата.

820 0 0
7 ноября 2025Армия

Обстановка в зоне СВО: удары возмездия и продвижение по всем направлениям

С 1 по 7 ноября российские войска продолжили проведение активных боевых действий по всей линии фронта, нанося массированные групповые удары по военной инфраструктуре противника и методично продвигаясь на тактических направлениях....

6 ноября 1943 года вошло в историю как день освобождения Киева — древнего сердца Руси, одного из крупнейших городов СССР, пережившего два года нацистской оккупации.

5 ноября в России отмечается День военного разведчика - праздник людей, чья работа остается в тени, но чьи действия нередко решают судьбы целых операций, а порой - и кампаний.

8 сентября 2025Битва за историю

Несгибаемый характер Донбасса: 82 года освобождению Донецка от немецких захватчиков

8 сентября 1943 года вошел в историю как день освобождения города Сталино, ныне Донецка, от немецко-фашистских захватчиков....

В Тульском суворовском военном училище состоялась торжественная церемония посвящения первокурсников в суворовцы.

495 1 1

В последние годы морское противостояние между Россией и Североатлантическим альянсом вышло на новый уровень.