Он встретил в дороге нищего, который умолял его поделиться своей одеждой. Епископ разрезал свой плащ напополам и отдал половину нуждающемуся, а ночью ему приснился сон, в котором он увидел, что в тот день к нему в образе нищего явился Иисус Христос. С тех пор вторая часть плаща стала реликвией Меровингов, и священник, отправлявшийся вместе с войском на сражение должен был обязательно брать с собой «капу», как назывался плащ католических священников. Таким образом хранитель капы стал прообразом военных духовников.
Предназначение армейского священника хорошо описывает один из лозунгов американской армии, в которой работает Архиепархия капелланов: «дать духовную пищу живым, духовно лечить раненых и отдать почести погибшим». Также армия США требует от своих священников, которых называет «министерством присутствия», следующие главные качества: «верность, долг, уважение, беззаветное служение, честь, достоинство и личное мужество». В армиях Британии и США появился в XVIII веке.
Военные духовники лечат души тех, кто особенно в этом нуждается, находясь в тяжелых армейских (часто боевых) условиях, выполняя свой долг перед своей страной. Образ Господа помогает спастись новым и новым тысячам душ военнослужащих — в госпиталях и казармах.
18 августа 1380 года князь Московский Дмитрий пришёл к святому отцу Сергию Радонежскому — просить благословения на битву с Мамаем на Куликовом поле. После совместного молебна преподобный Сергий и князь Дмитрий остались одни для духовной беседы. «Иди на безбожных, Бог тебе поможет», - сказал тогда отец Сергий, - «победишь и вернёшься во здравии в Отечество своё». А перед самым выходом князя на бой Сергий Радонежский подвёл к нему двух своих монахов-иноков, Пересвета и Ослябю, и, по преданию, «дал им вместо тленного нетленное оружие — Святой Крест, нашитый на схимах. И велел им возложить их на себя вместо золочённых шлемов. И дал их в распоряжение великого князя и сказал: вот тебе оружники мои, а твои избранники». Именно в этот момент было положено начало военному духовенству на Руси. Законодательно это институт был закреплён во времена царствования Алексея Михайловича.
С тех пор ни одна великая победа русских солдат и русского оружия не обходилась без Божьего благословения и помощи святых земли русской. Особенно служба военного духовенства вошла в историю в времена Минина и Пожарского, русско-турецких войн, Отечественной войны 1812 года, Первой Мировой войны. Должность капеллана была в русской армии до 1917 года. Но даже во времена Великой Отечественной войны самолёт с иконой Казанской Божьей Матери, которая помогла России во времена польско-литовской оккупации начала XVII века, трижды облетел Москву в самые трудные дни — в ноябре 1941 года. А в 8 декабря такой же «крестный ход» проделала и Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
Деятельность священников в армии России была вновь узаконена в 2009 году специальным распоряжением Дмитрия Медведева. Действует «Руководство по работе с верующими военнослужащими». В 2010 году Синодальный отдел Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами учредил специальное СМИ для российских «капелланов» — «Вестник военного и морского духовенства». С осени 2014 года военные священники учатся в пяти военных вузах. Кроме того, их обучают в главном храме Вооружённых сил Российской Федерации, Патриаршем соборе во имя Воскресения Христова, воздвигнутого в честь Воскресения Христова и посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах.
Как и до революции 1917 года, помимо православных духовников, в сегодняшней армии России служат и имамы, и раввины. В западных армиях также поддерживается конфессиональное разнообразие, при преобладании католических и протестантских священников. А в армиях США и Великобритании соответствующим образом поддерживаются представители новых религиозных течений и неоязычники.