Техника

Беспилотники вне игры

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) многие видят в качестве боевых самолётов следующего поколения. Однако на самом деле они подходят для решения лишь ограниченного круга задач и в ближайшем будущем не смогут заменить машины с экипажем на борту.

12 октября
Поделиться:
Беспилотники вне игры
Pixabay

Начнём со стратегии. Очевидно, что в обозримом будущем мы вряд ли увидим серьёзные конфликты между крупными военными державами. Основным типом боевых операций давно уже стали «противопартизанские» действия. Применение в них авиации заметно отличается от того, что прогнозируется для «большой войны». В частности, у партизанских формирований нет авиации, поэтому воздушных боёв нет и не предвидится. Да и противовоздушная оборона незаконных вооружённых формирований сводится к стрелковому оружию, малокалиберной артиллерии и – в редких случаях – переносным зенитно-ракетным комплексам (ПЗРК). Это позволяет авиации, включая беспилотную, действовать, не неся крупных потерь.

Теперь об экономике. Одним из основных достоинств БПЛА считается их дешевизна, причем в широком смысле этого слова – включая расходы на эксплуатацию. Действительно, отсутствие экипажа на борту приводит к тому, что самолёт или вертолёт можно сделать меньше, легче, он требует менее мощного двигателя, в нём нет приборного оборудования кабины, катапультных кресел, системы кондиционирования воздуха в кабине.

Однако всё это сводит на нет высокая аварийность. По состоянию на 2015-й год (более поздних данных нет) ВВС США потеряли примерно 60% эксплуатировавшихся ударных БПЛА типов MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Понятно, что такие большие потери «съедают» всю экономию, полученную за счет отсутствия экипажей.

Косвенно это подтверждается тем, что «на гражданке» беспилотники используются мало. Множественные упоминания их в прессе в подавляющем большинстве случаев связаны с малоразмерными машинами, способными разве что доставлять посылки.

Основная причина высокой аварийности БПЛА – ошибки операторов. Попытки использовать в этой профессии бывших пилотов успехом не увенчались. Это объясняют тем, что оператор не может использовать «шестое чувство», которым обладают опытные пилоты. Неудачей закончились и попытки посадить за пульты управления БПЛА опытных геймеров: даже продвинутые лётные симуляторы не в состоянии в полной мере передать все нюансы управления летательным аппаратом. По мнению специалистов, люди, способные качественно управлять беспилотниками, встречаются очень редко. Кроме того, до сих пор не удалось формализовать критерии отбора таких людей. Так что БПЛА продолжают падать.

Информация о боевом применении беспилотников тоже неоднозначна. Да, успехи были, и успехи шумные – типа уничтожения верхушки террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Однако были и провалы, в том числе - нанесение ударов по мирному населению, включая свадебные и похоронные процессии, и по тракторам вместо бронетехники.

Дело в том, что распознавание целей – одна из серьёзнейших проблем при выполнении ударов по наземным объектам. Особенно важным это является в ходе непосредственной авиационной поддержки (НАП). В самом деле: по земле бегают фигурки вооружённых людей, и попробуйте отличить своих от чужих. Пока на это способен только глаз человека, причём находящийся «на месте событий». В этом плане примечательна история штурмовика А-10. Американцы уже не раз собирались списать эти машины. Однако следовал очередной конфликт – и выяснялось, что суперсовременные самолёты с навороченной электроникой и высокоточным оружием не в состоянии выполнять задачи НАП. Так что «Бородавочник» (так неофициально именуют А-10) до сих пор остаётся в строю.

Ещё одной проблемой БПЛА является связь. Дистанционное управление предъявляет к ней высокие требования.  Между тем, успехи РЭБ (радиоэлектронной борьбы) делают связь уязвимой для серьёзного противника. Ситуация осложняется тем, что БПЛА постоянно не только принимает радиосигналы, но и передаёт их. Это позволяет отслеживать беспилотники с помощью пассивных систем радиотехнической разведки.

Возможности РЭБ – один из самых строго охраняемых военных секретов. Понятно, что для управления БПЛА применяют помехоустойчивые системы связи. Однако, по отзывам специалистов, в наше время ни одна линия связи не может считаться неуязвимой. Это в полной мере относится и к связи беспилотников.

Что касается полностью автономных БПЛА, управляемых «искусственным интеллектом», то до них сейчас так же далеко, как и пятьдесят лет назад. Боевые задачи (особенно это касается действий в режиме «воздух-поверхность») автоматика выполнять всё ещё не способна. В части обнаружения и распознавания хорошо замаскированных целей электроника всё ещё заметно уступает человеку. И радужных перспектив на этом пути пока не видно.

Также отметим, что противодействие БПЛА не исчерпывается постановкой помех связи. Против них могут быть достаточно эффективны мощные источники электромагнитного излучения, вызывающие сбои в бортовой аппаратуре. Ещё один противник – лазерные системы. Чтобы иметь возможность применять оружие, беспилотник должен использовать оптико-электронные датчики. Сама их конструкция такова, что даже сравнительно слабый лазерный луч способен ослепить или даже выжечь матрицу фотоприёмника.

Ещё одним преимуществом БПЛА – особенно это касается воздушных боёв – считается возможность обеспечить высокую перегрузку. Действительно, человек (даже тренированный пилот) редко способен выйти за пределы 9-тикратной перегрузки. В то время как, скажем, ракеты классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух» без особого труда выдают и двадцать, и тридцать, и сорок «же».

Однако в действительности всё тоже не так радужно. Электронику переносить высокую перегрузку научили – она выдерживает даже выстрел из пушки, находясь в артиллерийском снаряде. Но вот со сложными механическими системами всё сложнее. Для того, чтобы создать турбореактивный двигатель, способный выдерживать 20g, его конструкцию придётся радикально менять - это не ракетный двигатель, состоящий из шашки твёрдого топлива и сопла. Немало повозиться придётся и с приводами управления. Да, на ракетах они есть. Однако большинство сторонников БПЛА забывают, что ракеты – одноразовые летательные аппараты. А многоразовость требует более совершенных технологий. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сосчитать страны, способные производить современные истребители и производителей ракет - последних заведомо больше.

Кроме того, перегрузку мало перенести – её надо создать. Если посмотреть на графики располагаемых перегрузок современных истребителей, то можно убедиться, что «паспортные» 9g они способны выдавать только в узком диапазоне высот и скоростей. Причём этот диапазон в общем случае не совпадает с типовыми режимами воздушного боя. Так что реализовать своё преимущество по перегрузке БПЛА вряд ли удастся. Подготовленный пилот без особых проблем уйдёт в «неудобные» для беспилотника режимы. Для того, чтобы выдавать свои 20g, БПЛА нужно придать скорость, соответствующую числу Маха М=3. А это, в свою очередь, сильно усложнит конструкцию и сделает её более дорогой.

Возвращаясь к боевому применению, следует отметить, что БПЛА способны успешно действовать не на всяком рельефе местности. Скажем, пустынные равнины Ирака или Сирии для этого подходят хорошо. Подстрелить едущий по дороге автомобиль или бронетранспортёр – задача не бог весть какого уровня сложности. А вот в горном Афганистане американские беспилотники действовали куда менее успешно.

Поле деятельности БПЛА в армии достаточно широко. Разведка, ретрансляция связи, постановка помех, использование в качестве ложных целей... Однако вряд ли стоит ожидать широкого применения беспилотников в серьёзных боевых конфликтах.

В настоящее время можно говорить о «воздушных диверсантах» – именно так действуют БПЛА. И это палка о двух концах. В той же Сирии беспилотники используют не только войска правительства и стран-участников антиповстанческой операции, но и партизаны. И это серьёзно беспокоит их противников.

А вот в открытом боевом столкновении БПЛА пока уступят пилотируемым летательным аппаратам. Уступят и по критерию «стоимость-эффективность», поскольку дешевизна беспилотников – миф, а по эффективности они пока не дотягивают до своих «очеловеченных» собратьев.

Что касается тезиса «человеческая жизнь бесценна», который широко используют сторонники БПЛА, то это, как ни цинично звучит данная мысль, в значительной степени демагогия: цена жизни пилота военными давно уже просчитана. И именно это является не последней причиной того, что применение БПЛА в непосредственных боевых действиях носит ограниченный характер. 

Теги: #Дроны
Читайте по теме
Новости

ФСБ сорвала теракты с применением беспилотников на ЧМ-2018 по футболу

Попытки использования БПЛА террористами предпринимались во время чемпионата мира, а также в ходе подготовки и проведения других «массовых политических и спортивных мероприятий»

7 ноябрь
Новости

Американцы потеряли беспилотник в Средиземном море

Пентагон долго скрывал потерю дрона и признал ее, когда дальнейшее молчание стало бессмысленным.

6 сентябрь
Новости

Железнодорожные войска ВВО обзаведутся собственными дронами

Беспилотники «откроют глаза» военным железнодорожникам. Они проводить воздушную разведку, что должно повысить эффективность работы железнодорожных войск.

30 август
 / Главное

Рынок вооружений Латинской Америки: события июня 2021 года

Издание «Военная платформа» публикует аналитический обзор последних (июньских) событий на рынке вооружений Латинской Америки.

11 июня

Брусиловский прорыв: полет полководческой мысли и героизм русских солдат

105 лет назад в эти дни началась наступательная военная операция Юго-Западного фронта Русской армии, которая закончилась крупнейшей победой Российской Империи в Первой Мировой войне.

10 июня

Уходящих из Афганистана американцев на своих базах в Центральной и Южной Азии никто видеть не хочет

Пакистан отказывается предоставлять свои военные базы США для мониторинга ситуации в Афганистане после вывода оттуда американских войск.

10 июня

Сербская униформа — славные годы Балканских войн и Первой мировой войны

Издание «Военная платформа» продолжает знакомить читателей с историей сербской военной формы. Сегодня мы поговорим об обмундировании сербских солдат и офицеров времён двух Балканских войн и Великой войны.

9 июня

Арктика не даёт покоя Западу

Натовские военачальники и политики самого высокого уровня — действующие и отставные — в последние месяцы буквально опережают друг друга в высказываниях по поводу растущей важности Арктического региона для США, НАТО и ЕС. И о том, что активность России на самом севере Земного шара серьёзно угрожает Западу.

9 июня

Его ни разу не сбили. Великому летчику-асу, посвящается…

101 год назад, 8 июня 1920 года, официально родился трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб — летчик-ас, самолёт которого ни разу в его истории не сбили.

8 июня

Сербские солдаты на учениях рядом с армиями НАТО — неприглядная «многовекторность» президента Вучича

В Сербии, на базе «Юг», около города Буяновац начались учения «Платиновый волк 21». В них приняли участие представители сербской армии и вооруженных сил из девяти других стран.

8 июня

«Это уже совсем другая армия!» - на Западе оценили российские войска

Американский Центр военно-морского анализа (CNA, Center for Naval Analyses), солидная научно-исследовательская организация, в которой собраны «лучшие мозги» - десятки военных консультантов по вопросам обороны, среди которых - отставные трех- и четырехзвездные генералы и адмиралы — опубликовал доклад о состоянии российской армии.

7 июня

Начальник Королевского Генштаба: мы не в состоянии вести гибридную войну с Россией

Начальник Генерального штаба Великобритании, генерал Марк Карлтон-Смит в интервью газете Times заявил, что его страна сейчас не в состоянии вести полноценную гибридную войну с Россией.

7 июня

Выборгское сражение: как русский флот Балтику отстоял

22 июня 1790 года (по старому стилю) состоялась ключевая битва Русско-шведской войны 1798-90 годов — Выборгское сражение. Битва стала крупнейшим сражением на Балтике тех времён и морской истории как таковой, предопределила исход войны и позволила России полностью доминировать в акватории Балтийского моря в течения столетия.

4 июня

Лучшим участникам военного парада на Красной площади вручены переходящие кубки

В зале Военного совета Главного командования Сухопутных войск в торжественной обстановке впервые были вручены переходящие кубки лучшим парадным расчетам военного парада на Красной площади, посвященного 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

4 июня

Замминистра обороны: в мире начинается новая холодная война

В мире начинается новая холодная война, и уже идет доктринальное определение противников, считает заместитель министра обороны Александр Фомин.

4 июня

Чем закончится «решительное бегство» США из Афганистана?

Пентагон заявил о выводе свыше трети своих военных из Афганистана.

3 июня

«Рафаль» раздора: как Хорватия купила французские истребители

Покупка хорватским правительством 12 французских истребителей «Рафаль» закончилась грандиозным скандалом.

3 июня
Армия

Владимир Путин: армия должна быть компактной и эффективной

27 мая президент России Владимир Путин провёл последнюю из серии встреч с руководством Министерства обороны и представителями оборонно-промышленного комплекса.

Угрозы

Начальник Королевского Генштаба: мы не в состоянии вести гибридную войну с Россией

Начальник Генерального штаба Великобритании, генерал Марк Карлтон-Смит в интервью газете Times заявил, что его страна сейчас не в состоянии вести полноценную гибридную войну с Россией.

Битва за историю

Шагнули в бесстрашие: о подвиге моряков «Меркурия»

26 мая 1829 года фрегат «Штандарт» и 2 брига Черноморского флота - «Орфей» и «Меркурий» - крейсировали в районе Босфора, где встретили турецкую эскадру (18 кораблей). Бриг «Меркурий (А.И. Казарский) принял бой с линейными кораблями: 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-Беем».

Уроки мужества

Выборгское сражение: как русский флот Балтику отстоял

22 июня 1790 года (по старому стилю) состоялась ключевая битва Русско-шведской войны 1798-90 годов — Выборгское сражение. Битва стала крупнейшим сражением на Балтике тех времён и морской истории как таковой, предопределила исход войны и позволила России полностью доминировать в акватории Балтийского моря в течения столетия.

За рубежом

Американский флот готовится дать бой

Пентагон раскрыл тайну «крупнейших военно-морских учений США за последнее поколение», которые должны состояться в конце лета.

Самое читаемое