Беспилотники вне игры

12 октября 2018
1 733 0 0

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) многие видят в качестве боевых самолётов следующего поколения. Однако на самом деле они подходят для решения лишь ограниченного круга задач и в ближайшем будущем не смогут заменить машины с экипажем на борту.

Беспилотники вне игры

Pixabay

Начнём со стратегии. Очевидно, что в обозримом будущем мы вряд ли увидим серьёзные конфликты между крупными военными державами. Основным типом боевых операций давно уже стали «противопартизанские» действия. Применение в них авиации заметно отличается от того, что прогнозируется для «большой войны». В частности, у партизанских формирований нет авиации, поэтому воздушных боёв нет и не предвидится. Да и противовоздушная оборона незаконных вооружённых формирований сводится к стрелковому оружию, малокалиберной артиллерии и – в редких случаях – переносным зенитно-ракетным комплексам (ПЗРК). Это позволяет авиации, включая беспилотную, действовать, не неся крупных потерь.

Теперь об экономике. Одним из основных достоинств БПЛА считается их дешевизна, причем в широком смысле этого слова – включая расходы на эксплуатацию. Действительно, отсутствие экипажа на борту приводит к тому, что самолёт или вертолёт можно сделать меньше, легче, он требует менее мощного двигателя, в нём нет приборного оборудования кабины, катапультных кресел, системы кондиционирования воздуха в кабине.

Однако всё это сводит на нет высокая аварийность. По состоянию на 2015-й год (более поздних данных нет) ВВС США потеряли примерно 60% эксплуатировавшихся ударных БПЛА типов MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Понятно, что такие большие потери «съедают» всю экономию, полученную за счет отсутствия экипажей.

Косвенно это подтверждается тем, что «на гражданке» беспилотники используются мало. Множественные упоминания их в прессе в подавляющем большинстве случаев связаны с малоразмерными машинами, способными разве что доставлять посылки.

Основная причина высокой аварийности БПЛА – ошибки операторов. Попытки использовать в этой профессии бывших пилотов успехом не увенчались. Это объясняют тем, что оператор не может использовать «шестое чувство», которым обладают опытные пилоты. Неудачей закончились и попытки посадить за пульты управления БПЛА опытных геймеров: даже продвинутые лётные симуляторы не в состоянии в полной мере передать все нюансы управления летательным аппаратом. По мнению специалистов, люди, способные качественно управлять беспилотниками, встречаются очень редко. Кроме того, до сих пор не удалось формализовать критерии отбора таких людей. Так что БПЛА продолжают падать.

Информация о боевом применении беспилотников тоже неоднозначна. Да, успехи были, и успехи шумные – типа уничтожения верхушки террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Однако были и провалы, в том числе - нанесение ударов по мирному населению, включая свадебные и похоронные процессии, и по тракторам вместо бронетехники.

Дело в том, что распознавание целей – одна из серьёзнейших проблем при выполнении ударов по наземным объектам. Особенно важным это является в ходе непосредственной авиационной поддержки (НАП). В самом деле: по земле бегают фигурки вооружённых людей, и попробуйте отличить своих от чужих. Пока на это способен только глаз человека, причём находящийся «на месте событий». В этом плане примечательна история штурмовика А-10. Американцы уже не раз собирались списать эти машины. Однако следовал очередной конфликт – и выяснялось, что суперсовременные самолёты с навороченной электроникой и высокоточным оружием не в состоянии выполнять задачи НАП. Так что «Бородавочник» (так неофициально именуют А-10) до сих пор остаётся в строю.

Ещё одной проблемой БПЛА является связь. Дистанционное управление предъявляет к ней высокие требования.  Между тем, успехи РЭБ (радиоэлектронной борьбы) делают связь уязвимой для серьёзного противника. Ситуация осложняется тем, что БПЛА постоянно не только принимает радиосигналы, но и передаёт их. Это позволяет отслеживать беспилотники с помощью пассивных систем радиотехнической разведки.

Возможности РЭБ – один из самых строго охраняемых военных секретов. Понятно, что для управления БПЛА применяют помехоустойчивые системы связи. Однако, по отзывам специалистов, в наше время ни одна линия связи не может считаться неуязвимой. Это в полной мере относится и к связи беспилотников.

Что касается полностью автономных БПЛА, управляемых «искусственным интеллектом», то до них сейчас так же далеко, как и пятьдесят лет назад. Боевые задачи (особенно это касается действий в режиме «воздух-поверхность») автоматика выполнять всё ещё не способна. В части обнаружения и распознавания хорошо замаскированных целей электроника всё ещё заметно уступает человеку. И радужных перспектив на этом пути пока не видно.

Также отметим, что противодействие БПЛА не исчерпывается постановкой помех связи. Против них могут быть достаточно эффективны мощные источники электромагнитного излучения, вызывающие сбои в бортовой аппаратуре. Ещё один противник – лазерные системы. Чтобы иметь возможность применять оружие, беспилотник должен использовать оптико-электронные датчики. Сама их конструкция такова, что даже сравнительно слабый лазерный луч способен ослепить или даже выжечь матрицу фотоприёмника.

Ещё одним преимуществом БПЛА – особенно это касается воздушных боёв – считается возможность обеспечить высокую перегрузку. Действительно, человек (даже тренированный пилот) редко способен выйти за пределы 9-тикратной перегрузки. В то время как, скажем, ракеты классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух» без особого труда выдают и двадцать, и тридцать, и сорок «же».

Однако в действительности всё тоже не так радужно. Электронику переносить высокую перегрузку научили – она выдерживает даже выстрел из пушки, находясь в артиллерийском снаряде. Но вот со сложными механическими системами всё сложнее. Для того, чтобы создать турбореактивный двигатель, способный выдерживать 20g, его конструкцию придётся радикально менять - это не ракетный двигатель, состоящий из шашки твёрдого топлива и сопла. Немало повозиться придётся и с приводами управления. Да, на ракетах они есть. Однако большинство сторонников БПЛА забывают, что ракеты – одноразовые летательные аппараты. А многоразовость требует более совершенных технологий. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сосчитать страны, способные производить современные истребители и производителей ракет - последних заведомо больше.

Кроме того, перегрузку мало перенести – её надо создать. Если посмотреть на графики располагаемых перегрузок современных истребителей, то можно убедиться, что «паспортные» 9g они способны выдавать только в узком диапазоне высот и скоростей. Причём этот диапазон в общем случае не совпадает с типовыми режимами воздушного боя. Так что реализовать своё преимущество по перегрузке БПЛА вряд ли удастся. Подготовленный пилот без особых проблем уйдёт в «неудобные» для беспилотника режимы. Для того, чтобы выдавать свои 20g, БПЛА нужно придать скорость, соответствующую числу Маха М=3. А это, в свою очередь, сильно усложнит конструкцию и сделает её более дорогой.

Возвращаясь к боевому применению, следует отметить, что БПЛА способны успешно действовать не на всяком рельефе местности. Скажем, пустынные равнины Ирака или Сирии для этого подходят хорошо. Подстрелить едущий по дороге автомобиль или бронетранспортёр – задача не бог весть какого уровня сложности. А вот в горном Афганистане американские беспилотники действовали куда менее успешно.

Поле деятельности БПЛА в армии достаточно широко. Разведка, ретрансляция связи, постановка помех, использование в качестве ложных целей... Однако вряд ли стоит ожидать широкого применения беспилотников в серьёзных боевых конфликтах.

В настоящее время можно говорить о «воздушных диверсантах» – именно так действуют БПЛА. И это палка о двух концах. В той же Сирии беспилотники используют не только войска правительства и стран-участников антиповстанческой операции, но и партизаны. И это серьёзно беспокоит их противников.

А вот в открытом боевом столкновении БПЛА пока уступят пилотируемым летательным аппаратам. Уступят и по критерию «стоимость-эффективность», поскольку дешевизна беспилотников – миф, а по эффективности они пока не дотягивают до своих «очеловеченных» собратьев.

Что касается тезиса «человеческая жизнь бесценна», который широко используют сторонники БПЛА, то это, как ни цинично звучит данная мысль, в значительной степени демагогия: цена жизни пилота военными давно уже просчитана. И именно это является не последней причиной того, что применение БПЛА в непосредственных боевых действиях носит ограниченный характер. 

Поделиться
Комментарии0

В тяжелом авиационном полку дальней авиации в Калужской области прошли занятия с молодыми экипажами самолетов Ту-22М3 по отработке аварийных ситуаций на тренажерном комплексе.

612 0 0

Сербия ведет переговоры с Турцией о покупке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Bayraktar, но договоренностей пока нет. Об этом сообщил в среду президент республики Александар Вучич в открытом интервью в формате онлайн первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману.

590 0 0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.