В четверг, 4 октября Владимир Путин отправляется с официальным двухдневным визитом в Дели. Конечно, встречи лидеров таких государств как Россия и Индия, всегда привлекают повышенное внимание. Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди обсудят много вопросов, но наибольшее внимание будет привлечено к сотрудничеству между Россией и Индией в военной сфере. Речь, конечно же, идет о громкой сделке: Дели покупает у Москвы пять зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф». Ожидается, что контракт на 5,4-6,3 млрд долларов будет подписан во время визита российского президента в Дели.
О большом внимании, уделяемом военному сотрудничеству, говорит и поездка в Москву накануне визита президента Путина в Индию начальника Генерального штаба индийской армии генерал-лейтенанта Бипина Равата. Рават прилетел в Москву в первый день октября и пробудет в российской столице довольно долго. Визит продлится 5 дней, потому что российским и индийским военным есть, что обсудить.
«Поездка генерала Равата в Россию 1-6 октября даст сильный толчок двустороннему стратегическому партнерству и выведет отношения в военной сфере на следующий, более высокий уровень»,- приводит издание Times of India слова одного из работников Министерства обороны Индии.
С военным сотрудничеством между Россией и Индией, процветавшем в прошлом веке и основательно заглохшем после распада Советского Союза, в последние годы дела опять обстоят нормально. Можно даже утверждать, что оно переживает своего рода Ренессанс. Так же, пожалуй, как и отношении в других областях. В прошлом году Москва и Дели отметили 70-летие дипломатических отношений. Лидеры двух стран регулярно встречаются для обсуждения двусторонних отношений. Что касается повседневных дел и проблем, то они обсуждаются в частых беседах по телефону.
Россия сыграла ключевую роль в принятии Индии в ШОС в прошлом году. Москва поддерживает желание Индии стать постоянным членом Совбеза ООН и в Группе ядерных поставщиков (NSG). Дружеские отношения между Москвой и Дели сейчас перешли на еще более высокий уровень - особое привилегированное стратегическое партнерство.
Неделю назад, 26 сентября, в отношениях между Россией и Индией произошел небольшой прорыв – Комитет по вопросам безопасности правительства Индии под председательством премьера Моди, окончательно утвердил покупку у России пяти ЗРК С-400.
Эта сделка привлекает пристальное внимание не только благодаря сумме контракта. Правительство Индии демонстративно утвердило сделку несмотря на угрозы США наложить на нее санкции за покупку у России оружия. Санкциям подвергаются все государства, покупающие российскую военную технику, согласно принятому в августе прошлого года закону «О противодействии неприятелям Америки через санкции» (CAATSA). Поступок тем более смелый, что считанные дни назад Вашингтон пошел на совсем беспрецедентный шаг – ввел санкции против Управления материально-технического снабжения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) как раз за то же самое – покупку у Москвы ЗРК С-400 и истребителей Су-35. Китайцы страшно возмутились таким произволом, но на Вашингтон их протесты ни малейшего впечатления не произвели.
Конгресс США принял хитрый закон. В нем предусмотрены исключения. Правда, при этом должно соблюдаться одно важное условие: исключение из черного списка той или иной страны или компании не должно угрожать национальным интересам и безопасности США.
Высокопоставленные сотрудники администрации Дональда Трампа, включая министра обороны США Джеймса Мэттиса и Госсекретаря Майка Помпео неоднократно говорили о важности отношений с Индией и недвусмысленно намекали на поблажки по CAATSA, однако твердых гарантий не давали. Это значит, что, покупая российские ракеты и другую военную технику, Дели рискует. Возможно, подобная смелость индийского руководства объясняется тем, что у Дели все же имеются какие-то тайные гарантии Белого дома. Хотя американские гарантии на любом уровне сейчас по большому счету бесполезны, потому что президент Трамп в числе прочего славится страстью нарушать как свое слово, так и слово, данное его предшественником.
Индия, конечно, покупает оружие не только у России. Она подписала немало многомиллиардных контрактов и с американскими производителями оружия. Майк Помпео и Джеймс Мэттис, конечно, пытались отговорить индийских коллег от покупки российских ракет и заменить их американскими ЗРК Patriot, но успеха не добились. Последнюю попытку они предприняли совсем недавно, на переговорах в формате «2+2» в сентябре. Стойкость Дели в этом вопросе так же, как, по крайней мере, пока Анкары, кстати, является еще одним доказательством того, что российские ракеты лучше американских.
Помощник Госсекретаря по вопросам безопасности в Азии и Тихоокеанском регионе Рэндалл Шрайвер предупреждал индийских дипломатов, что исключение из черного списка – дело очень сложное и ответственное, потому что с такой же просьбой к Вашингтону наверняка обратятся и другие союзники, а сам закон без санкций теряет какой бы то ни было смысл. В общем, через несколько дней, после подписания контракта в Дели, американскому руководству придется принимать непростое решение относительно санкций в отношении Индии.
Если для Индии будет сделано исключение, то это будет означать, что в Вашингтоне считают, что С-400, стоящие на вооружении индийской и ряда других армий, к примеру, вьетнамской и индонезийской в отличие от турецкой или китайской, интересам и обороноспособности Америки не угрожают.
На всякий случай, чтобы избежать возможных санкций, Россия и Индия, очевидно, договорятся оплачивать сделку не в долларах. Они могут воспользоваться, например, клирингом или какой-то другой валютой, скажем, сингапурским долларом. Индия и Россия могли бы создать для расчетов механизм по образцу и подобию Механизма специального назначения (SPV), о создании которого договорились ЕС, Россия, КНР и Иран для обхода американских санкций.
Можно также воспользоваться услугами посредника из третьей страны. Кстати, сами США предпочитают именно этот метод – они продают оружие сирийским курдам через посредников в третьих странах.
У Индии и России (СССР) шестидесятилетняя история сотрудничества в военной сфере. Советский Союз долго был главным поставщиком военной техники для Индии. Эти традиции, правда, не сразу после его распада перешли к России. Достаточно вспомнить, что Москва и Дели вместе разрабатывали противокорабельные и крылатые сверхзвуковые ракеты BrahMos. Следует упомянуть, конечно, и находящиеся на вооружении ракетных войск Индии зенитные ракетные комплексы С-300 и авианосец Vikramaditya, сделанный в России и имеющий на борту не американские или французские, а российские самолеты.
Список российского оружия, используемого индийскими военными, велик и займет не одну страницу. После саммита в Дели он наверняка существенно расширится. Достаточно сказать, что сейчас на заключительной стадии находятся переговоры между Россией и Индией о покупке индийской стороной 48 российских многоцелевых вертолетов Ми-17-в5. Во время визита Путина в Дели может быть подписано и соглашение о покупке Индией у России четырех фрегатов. Дели к тому же хочет взять у Министерства обороны России в аренду атомную подводную лодку.
На Россию приходится почти две трети (62%) индийского импорта оружия и военной техники. Российское оружие и военную технику необходимо обслуживать, модернизировать, к ним нужно покупать запасные детали и части. Так что, Дели не смог бы резко разорвать военные связи с Россией, даже если бы захотел сделать это. Но в том-то и дело, что индийцы заканчивать сотрудничество в военной сфере с Москвой не хотят.
У такой позиции Нарендры Моди имеется и политическая причина. Оппозиция довольно жестко критикует его правительство за чересчур близкие, по ее мнению, отношения с США. Между тем, в апреле-мае 2019 года в Индии состоятся всеобщие выборы. Подписание контракта в ходе визита президента Путина принесет премьеру Моди дополнительные миллионы голосов избирателей.
Ожидается, что на саммите в Дели будет подписан «план действий» по расширению сотрудничества и партнерства в атомной энергетике. Речь идет о строительстве российскими специалистами второй АЭС в Индии с 6 реакторами ВВЭР-1000. Кстати, российский «Росатом» единственный сейчас иностранный инвестор на индийском рынке атомной энергетики. Первые два реактора в Куданкуламе уже вырабатывают электроэнергию, сейчас строится третий энергоблок еще с тремя реакторами.