Ранее в этом месяце соседние с Украиной страны, Польша и Словакия, обязались передать Украине первый транш истребителей МиГ-29. Польша отправит четыре самолета советского производства, а Словакия – 13.
Однако военные ветераны утверждают, что дополнительные МиГ-29 не изменят правила игры для Украины.
Этот жест гораздо более символичен, чем фактически улучшает способность украинцев вести бой в воздухе с российскими воздушными силами.
Примечательно, что МиГ-29 был разработан Советским Союзом для противодействия угрозе со стороны нового поколения истребителей американского производства, в том числе F-15 и F-16.
Американские F-16A поступили на вооружение в 1979 году, и только четыре года спустя советские части фронтовой авиации также начали получать свои поставки МиГ-29.
МиГ-29 представлял серьезную угрозу для западных пилотов, и первые пилоты F-16, участвовавшие в учебном воздушном бою с МиГ-29, осыпали советский самолет похвалами.
В число стран, получивших истребители МиГ-29, входила и Восточная Германия, и эти МиГ-29 оставались в строю даже после воссоединения Германии.
Люфтваффе (ВВС Германии) использовало их для национальной службы быстрого реагирования и в качестве самолетов противника во время воздушных учений НАТО, где МиГ-29 продемонстрировал свои огромные возможности в воздухе.
Первыми западными летчиками-истребителями, имевшими возможность вступить в имитацию воздушного боя с МиГ-29, были из 510-й истребительной эскадрильи ВВС США «Buzzards», принадлежащей 31-му истребительному авиаполку авиабазы Авиано на севере Италии.
Они летали против МиГ-29 Люфтваффе «Jagdgeschwader 73» (JG 73) в мае 1995 года во время развертывания немецкой базы на авиабазе Децимоманну на южной оконечности Сардинии.
Капитан Майк Маккой, один из пилотов 510th FS F-16, сражавшихся с МиГ-29 JG 73, отметил, что одной из самых впечатляющих особенностей МиГ-29 для американских пилотов была его низкоскоростная маневренность в сочетании с нашлемным прицелом.
В бою на низкой скорости борьба с МиГ-29 аналогична борьбе с F-18 «Hornet», но Миг имеет преимущество в тяге. F-18 может развернуться, если вы попадете в бой на медленной скорости, но ему придется терять высоту, чтобы восстановить энергию, что позволяет МиГам опередить их. У МиГа примерно такой же авторитет носа на малых скоростях, но он может восстанавливать энергию намного быстрее.
Самолет вооружен ракетами AA-11 «Archer» – это обозначение НАТО для советской ракеты малой дальности Р-73 класса «воздух-воздух», которая использует инфракрасное самонаведение для наведения и может запускаться с помощью нашлемного прицела.
Таким образом, в бою на малой скорости пилот МиГа с установленным на шлеме прицелом может смотреть на сорок пять градусов вверх, чтобы запустить ракету, не нуждаясь в том, чтобы нос самолета наводился на цель.
В имитационных боях обычно два противоборствующих самолета совершают очень близкий, нейтральный проход друг к другу, как правило, в противоположных направлениях, после чего они движутся по кругу, пытаясь направить свои носы друг на друга.
Таким образом, на скорости ниже 200 узлов МиГ-29 обладает исключительной способностью наведения на нос вплоть до скорости ниже 100 узлов. Однако в боевых действиях, превышающих скоростной режим в 200 узлов, F-16 может быстрее разгоняться, чтобы наложить на МиГ вертикальную петлю.
Набравшись терпения и поддерживая скорость около 325 узлов, F-16 может приблизить МиГ-29 к своему носу. Но пилот по-прежнему должен быть осторожен с круговым выстрелом с помощью этого дисплея, установленного на шлеме.
МиГ-29, тем не менее, имеет несколько ограничений. Видимость в кабине не так хороша, как у F-16 или даже у F-15. Самолет не создавался для ближнего боя, хотя аэродинамически хорош. Восточные немцы использовали его как перехватчик точечной обороны.
Тем не менее, важно отметить, что дебаты вокруг предоставления Украине МиГ-29 и западных истребителей, в частности F-16, не сосредоточены вокруг соответствующей маневренности этих платформ или их боевой мощи.
F-16 сами по себе не будут иметь большого значения в сравнении с российскими истребителями поколения 4,5 Су-35.
Кроме того, и F-16, и Су-30/35 имеют нашлемные дисплеи для развертывания соответствующего вооружения с инфракрасным наведением. Оба истребителя также имеют системы предупреждения о приближении ракет для обнаружения ракет с инфракрасным наведением, с которыми можно бороться с помощью осветительных ракет.
Учитывая соответствующие дальности обнаружения РЛС управления огнем этих самолетов и их вооружение, наиболее вероятно, что бой будет за пределами видимости, в котором Су-35 имеет решающее преимущество по дальности и вооружению.
Существенной особенностью F-16, которая, как полагают, интересует украинцев, является тактическая сеть передачи данных «Link 16» НАТО, которая может поставляться с самолетом. Канал передачи данных позволяет всем активам на поле боя делиться одним и тем же изображением.
В этом случае НАТО может использовать свой бортовой радар ДРЛОУ вблизи украинского воздушного пространства, чтобы предоставлять информацию об отслеживании F-16 и направлять выпущенные ими AMRAAM в полете к своим целям.
Однако эксперты предупреждают, что платформы ДРЛО НАТО, поддерживающие украинские F-16, могут сделать их активными участниками конфликта в глазах российского руководства.
Заместитель председателя Совета безопасности России и бывший президент Дмитрий Медведев в прошлом году предупредил, что военнослужащие НАТО, активно участвующие в конфликте, станут «законной мишенью» для российских вооруженных сил.