Политика Америки в отношении Китая не работает

29 января 2023
1 082 0 0

Несмотря на все разговоры о том, что мир вступил в новую глобальную эру, последний год поразительно напоминает 2008 год. Напряженность в отношениях с Ираном и Северной Кореей была постоянно высокой. И мир столкнулся с серьезными глобальными экономическими проблемами.

Политика Америки в отношении Китая не работает

Президент США Джо Байден пожимает руку председателю КНР Си Цзиньпину перед началом двусторонней встречи - Фото: Zuma\TASS

Однако одним заметным отличием является состояние китайско-американского сотрудничества. Китай и Соединенные Штаты обвиняют друг друга в плохой политике и обмениваются колкостями по поводу глобального экономического спада, от которого ни страны, ни мир еще не оправились.

Мир явно изменился. В Китае совсем другое и более напористое руководство. С 2008 года размер его экономики увеличился более чем в три раза, и теперь у страны больше возможностей для проведения враждебной политики. В то же время он сделал гораздо меньше, чтобы открыть свою экономику для иностранной конкуренции, чем многие на Западе отстаивали и ожидали. Между тем отношение США к Китаю стало резко негативным, равно как и политика в Вашингтоне. Однако не изменился тот факт, что без стабильных отношений между Соединенными Штатами и Китаем, где возможно сотрудничество на основе общих интересов, мир будет очень опасным и менее процветающим местом.

В 2023 году, в отличие от 2008 года, почти все аспекты китайско-американских отношений отношения рассматриваются обеими сторонами через призму национальной безопасности, даже вопросы, которые когда-то считались положительными, такие как инвестиции в создание рабочих мест или совместные инновации в прорывных технологиях. Пекин считает экспортный контроль США, направленный на защиту американских технологий, угрозой для будущего роста Китая; Вашингтон рассматривает все, что может способствовать развитию технологических возможностей Китая, как возможность появления стратегического конкурента и помощь Пекину в его агрессивном наращивании военной мощи.

Китай и Соединенные Штаты стремительно катятся от соперничающих, но иногда отношений сотрудничества к конфронтационным почти во всех отношениях. В результате Соединенные Штаты сталкиваются с перспективой поставить свои компании в невыгодное положение по сравнению со своими союзниками, что ограничит их возможности коммерциализации инноваций. Он может потерять долю рынка в третьих странах. Для тех, кто опасается, что Соединенные Штаты проиграют конкурентную гонку с Китаем, действия США угрожают реализовать опасения.

Соединенные Штаты пытаются организовать коалицию стран-единомышленников, особенно демократий Азии и Европы, чтобы уравновесить и оказать давление на Китай. Но эта стратегия не работает; это вредит как Соединенным Штатам, так и Китаю; и в долгосрочной перспективе, скорее всего, больше повредит американцам, чем китайцам. Также очевидно, что в интересах Вашингтона сотрудничать или дополнять друг друга с Китаем в определенных областях и поддерживать выгодные экономические отношения со второй по величине экономикой мира.

Хотя многие страны разделяют неприязнь Вашингтона к политике, практике и поведению Китая, ни одна страна не подражает Вашингтонскому сценарию решения этих проблем. Это правда, что почти каждый крупный партнер США ужесточает экспортный контроль над чувствительными технологиями, тщательно изучает и часто блокирует китайские инвестиции, а также осуждает принудительную экономическую политику и военное давление Пекина. Но даже ближайшие стратегические партнеры Вашингтона не готовы противостоять, пытаться сдерживать или экономически дезинтегрировать Китай так широко, как Соединенные Штаты.

На самом деле, многие страны делают противоположное тому, к чему стремятся самые жесткие голоса в Вашингтоне. Вместо экономического разъединения или дезинтеграции многие страны углубляют торговлю с Китаем, даже защищаясь от потенциального китайского давления путем диверсификации деловых операций, создания новые цепочки поставок в третьих странах, а также снижение рисков в наиболее чувствительных областях. Возможно, именно поэтому в 2020 году, несмотря на многолетние предупреждения Америки, Китай обогнал США в качестве крупнейшего торгового партнера Евросоюза. Как экспорт ЕС в Китай, так и импорт из Китая выросли в 2022 году. А азиатские и европейские лидеры, вдохновленные визитом в Пекин в ноябре 2022 года канцлера Германии Олафа Шольца, теперь, похоже, готовы проложить путь к двери китайского президента Си Цзиньпина с поездками на Филиппины. Президент Фердинанд Маркос-младший, президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Италии Джорджия Мелони, вероятно, станут движущей силой более широкой тенденции.

Подход Вашингтона «меньше Китая» работает еще хуже на глобальном Юге. Китайско-африканская торговля достигла исторического максимума в 2021 году, увеличившись на 35 процентов по сравнению с 2020 годом. Интенсивная кампания США по вытеснению китайских технологических компаний, таких как Huawei, из магистральной телекоммуникационной архитектуры прошла сравнительно хорошо в Европе и Индии, но плохо почти во всех остальных странах. Возьмите хотя бы Саудовскую Аравию. Его крупнейшим торговым партнером является Китай, и его план реформ «Видение 2030» в значительной степени опирается на долгожданное сотрудничество с китайскими технологическими фирмами, включая Alibaba и Huawei, даже в таких чувствительных областях, которые находятся в поле зрения Вашингтона, таких как искусственный интеллект и облачные сервисы. Индонезия, огромная азиатская демократия, за которой Вашингтон ухаживал, чтобы уравновесить влияние Китая, фактически сделала Huawei своим предпочтительным партнером в области решений для кибербезопасности и даже для государственных систем.

Эти усилия США, вероятно, будут еще менее успешными сейчас, когда Китай вновь открывается. Пекин сопоставляет стратегию Вашингтона «меньше Китая» со своей собственной стратегией «больше всех, кроме Америки».

Пекин отменяет свою ограничительную политику в отношении COVID-19, вновь открывает свои границы, ухаживает за иностранными лидерами и ищет иностранный капитал и инвестиции для перезагрузки своей экономики. В прошлом году Си совершил свои первые зарубежные поездки после вспышки пандемии в Центральную Азию и на Ближний Восток, подчеркнув свою стратегию по расширению глобальных связей Китая. Теперь, когда Си снова путешествует по миру после трехлетнего перерыва, разбрасывая возобновленные обещания китайских инвестиций, инфраструктуры и торговли на каждой остановке, именно Вашингтон, а не Пекин, может вскоре оказаться разочарованным.

Торговые правила являются хорошим примером. В 2017 году президент США Дональд Трамп вышел из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), а шесть лет спустя Вашингтон явно не собирается к нему возвращаться. Тем не менее Пекин подал заявку на присоединение к пакту, который теперь называется Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP). Китай также ратифицировал Всестороннее региональное экономическое партнерство в Азии, подал заявку на присоединение к Соглашению о партнерстве в области цифровой экономики и обновил или инициировал новые соглашения о свободной торговле со странами от Эквадора до Новой Зеландии. В настоящее время Китай является крупнейшей торговой державой мира. Почти две трети всех стран торгуют с Китаем больше, чем с США.

Тем временем Соединенные Штаты проводят торговую политику, ориентированную на рабочих, которая очень похожа на протекционизм. И вашингтонская Индо-Тихоокеанская экономическая модель выглядит робкой по сравнению с ней. Эта структура испытывает трудности не в последнюю очередь потому, что она лишает доступа к новым рынкам те самые страны, которые присоединились к пактам, от которых избегал Вашингтон.

Эти попытки изолировать Китай, безусловно, нанесут ущерб Китаю, но они также навредят Соединенным Штатам. Американские предприятия поставлены в невыгодное конкурентное положение, и расплачиваются за это американские потребители. Одним из разумных шагов для решения этой проблемы было бы ограничение тарифов на импорт китайских потребительских товаров, которые делают их более дорогими для потребителей в США. Они политически популярны, но экономически бессмысленны. Они наносят ущерб Китаю, но также наносят ущерб создателям рабочих мест в США, включая обычные компании, которые зависят от китайских поставщиков, имеют мало обходных путей и раздавлены тяжестью инфляции и высоких счетов за электроэнергию. Но их нельзя снимать, не получив что-то взамен. Например, Вашингтону следует подтолкнуть Китай к выполнению условий первой фазы торгового соглашения 2020 года, в том числе путем закупки большего количества сельскохозяйственной продукции США. Китай также должен быть обязан открыть свои рынки для большего количества товаров из США.

В конечном итоге конкуренция с Китаем начинается дома. У США и Китая очень разные политические системы. У Соединенных Штатов превосходство, но это должно быть продемонстрировано результатами. Это означает придерживаться принципов, которые сделали экономика США вызывает зависть всего мира и поддерживает национальную безопасность США. Это также означает демонстрацию экономического лидерства за рубежом.

Такое сотрудничество имело смысл в прошлом. В разгар финансового кризиса 2008 года Китай был крупным держателем корпоративных, банковских ценных бумаг, а также ценных бумаг Fannie Mae и Freddie Mac. Тесная координация, установленная с китайскими лидерами в ходе Стратегического экономического диалога, помогла Вашингтону убедить Пекин не продавать американские ценные бумаги, что имело решающее значение для предотвращения новой Великой депрессии. Китайский пакет мер стимулирования, который последовал за первой Группой двадцати в 2008 году, также помог противодействовать последствиям кризиса и способствовать восстановлению мировой экономики.

Чтобы улучшить координацию, китайские и американские лица, принимающие решения, должны чаще встречаться и говорить более откровенно. Дружба не является обязательным условием для такой координации. А очевидная политическая напряженность, напряженность в сфере безопасности и идеологическая напряженность не исключают корыстного сотрудничества по таким вопросам, как макроэкономическая стабильность, готовность к пандемии, изменение климата, борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия и защита глобальной финансовой системы от будущих кризисов и инфекций. Предстоящая встреча госсекретаря США Энтони Блинкена с членом Госсовета Китая Ван И является хорошей отправной точкой. Йеллен следует регулярно разговаривать с новым экономическим королем Китая Хэ Лифэном. 

Соединенным Штатам также необходимо тщательно отличать то, что они должны получить от своих союзников, от того, что им просто приятно иметь. Необходимо контролировать технологии, связанные с оружием, а также технологии двойного и многократного использования, а также более тщательно проверять китайские инвестиции и слияния и поглощения с глобальными технологическими компаниями. Но Вашингтону не нужно поощрять деинтеграцию в областях, которые не имеют решающего значения для национальной безопасности или конкурентоспособности мировых демократий, находящихся на переднем крае технологий.

Определенный уровень развязки неизбежен. В случае с высокими технологиями будет совершенно необходимо какое-то целенаправленное разъединение. Но оптовая развязка не имеет смысла. Американцам выгоден доступ к миру, а Китай останется огромным рынком, в котором американцы могут либо участвовать, либо уступить конкурентам. Китай является второй по величине экономикой в мире, крупнейшим производителем и крупнейшим торговцем. Это будет большая часть глобальной финансовой картины на десятилетия вперед. Вместо того чтобы фаталистически мириться с падением экономического железного занавеса, Вашингтону следует вести агрессивные переговоры с Китаем, чтобы получить возможности для американцев на его рынке. Чиновники администрации должны серьезно обсудить с китайским руководством, как управлять разделением таким образом, чтобы обеспечить взаимовыгодную торговлю. Сейчас две страны в основном обмениваются обвинениями и встречными обвинениями, ничего не делая для расширения взаимовыгодных экономических возможностей.

Поделиться
Комментарии0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.