Первый русский в небе над Одессой

21 марта 2022
2 238 0 0

21 марта 1910 года Михаил Никифорович Ефимов совершил первый в истории Российской империи полет на самолете французского производства «Farman-IV». 100 тысяч человек, собравшиеся на Одесском ипподроме, наблюдали фигуры и виражи, выполняемые ассом на высоте 50 метров.

Первый русский в небе над Одессой

М.Н. Ефимов на самолете Bleriot-XI в Санкт-Петербурге

Семья Ефимовых переехала в Одессу из Смоленска в 1892 году. Несмотря на то, что отец Михаила Никифоровича был крепостным, после переезда на юг он смог устроиться слесарем в Русское общество пароходства и торговли, что позволило отдать трех сыновей Владимира, Михаила и Тимофея в Одесское железнодорожное техническое училище на электромехаников телеграфной связи, что по тем временам было достаточно престижной профессией. При Российской империи двумя важнейшими центрами авиации стали Гатчина и Одесса, где в 1908 году был создан первый аэроклуб.

Все три сына Никифора Ефимова интересовались техникой, а впоследствии стали авиаторами, однако честь стать первым из первых выпала именно Михаилу. Как и любой одесский мальчишка, Михаил в молодости увлекался велоспортом, занимая призовые места и выигрывая международные соревнования. Тем не менее, скорости велосипеда для Ефимова было мало, он мечтал о небе.

Его первое покорение неба произошло в 1909 году. Тогда он поднялся в воздух на планере. Михаилу Никифоровичу очень понравилось ощущение полета, однако даже у такого умелого электрика с неплохой по тем временам зарплатой не было возможности на свою крылатую машину.

Выход из положения был найден благодаря банкиру Ивану Спиридоновичу Ксидиасу, с которым Михаил Ефимов заключил контракт: взамен на средства для обучения летному мастерству за границей он должен был в течении трех лет устраивать развлекательные полеты для зрителей, доходы от которых получал бы банкир.

Его учителем во Франции – родине авиации – стал сам Анри Фарман, который находил способности Ефимова неординарными и выдающимися. Уже в 1910 году, вернувшись в Одессу дипломированным летчиком, он побил рекорд Орвилла Райта по продолжительности полета с пассажиром, а затем выкупил контракт у Ксидиаса на деньги, одолженные у Фармана. Анри Фарман не только помог Ефимову избавиться от бремени работы на банкира, но и дал ему самолет собственной конструкции, тот самый «Farman-IV», на котором он совершил свой первый полет в российском небе.

Таким образом Михаил Никифорович Ефимов стал первым российским авиатором. Он будет принимать участие во многих соревнованиям, выигрывая европейские состязания и поднимая рейтинг России как летной державы. Именно Михаил Никифорович станет первым начальником офицерской школы авиации и будет руководить подготовкой летчиков для Императорской армии.

В период Первой мировой войны Михаил Ефимов, будучи лучшим летчиком Российской империи, добровольно ушел на фронт и служил летчиком-истребителем, мастерски бомбя вражеские позиции. За время боевых действий он стал полным Георгиевским кавалером, а также награжден награждён орденом Святой Анны 3-ей степени с мечами.

Революцию 1917 года Михаил Никифорович застал в Севастополе, будучи флагманским лётчиком гидроавиационной бригады, принял ее с воодушевлением, агитировал военнослужащих переходить на сторону большевиков, а также участвовал в борьбе с восками Белой армии и различными группами несогласных.

Однако в Крыму большевистская революция имела не такой успех, как на континенте. Весной 1918 года Ефимова арестовали. В тюрьме он пробыл около года. Освобожден Ефимов был во время второй попытки большевиков взять полуостров, однако наступление войск Белой армии вынудило их отступить. Выбраться попытался и Ефимов, однако из-за отсутствия самолетов ему пришлось притвориться водителем автоколонны. Когда же топливо закончилось, что произошло в районе города Херсон, Михаил Ефимович отправился в родной город – Одессу – пешком.

В Одессе обстановка оказалось не менее опасной, чем в Крыму. Белогвардейский отряд арестовал Ефимова, после чего его затолкали в шлюпку, вывезли на середину бухты, заявив, что если летчик доберется до берега вплавь, то останется жив. Как только Михаил Ефимов оказался за бортом, его расстреляли прямо в воде. Ему было 37 лет.

Имя первого российского летчика носят несколько улиц, в Одессе в честь Михаила Никифоровича установлено несколько мемориальных досок, в том числе на здании ипподрома, а решением Международного планетного центра в 1988 году его именем названа малая планета №2754.

Поделиться
Комментарии0

17 сентября 1857 года в селе Ижевское, Рязанской губернии в семье лесничего родился Константин Эдуардович Циолковский, ученый и изобретатель в области аэро- и ракетной динамики, теории самолета, космонавтики.

791 0 0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.