Цифровой многоразовый ракетоплан «Буран» - это гость из будущего, опередивший время. Это была первая и пока единственная в истории космонавтики автоматическая посадка орбитального корабля многоразового использования. После триумфального полёта на Западе его так и называли: новое русское чудо. Он дал толчок к развитию в СССР цифровых систем управления. Следующий полёт должен был стать уже пилотируемым. Специальный отряд, который готовили к полёту на «Буране», возглавлял Игорь Волк, лётчик-космонавт, Герой Советского Союза.
Но состояться ему, увы, было не суждено. По политическим причинам. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно была закрыта решением Совета главных конструкторов при НПО «Энергия». В эпоху, когда российская власть заявляла: зачем нам делать компьютеры, когда всё можно купить в США, прорывные технологии оказались никому не нужны. Уникальный орбитальный корабль «не вписался в условия рыночной экономики». Тем более, что изначально «Буран» был военным проектом, которые особенно не ценились либерально-западными властями РФ того времени. Все последующие изделия в рамках разработок «Энергии-Бурана» были разобраны или уничтожены на разных стадиях развития.
Несмотря на внешнее сходство с американскими «Шаттлами», у кораблей были существенные различия. И у «Бурана» был ряд серьёзных преимуществ. Корабль в своём транспортном отсеке мог за один полёт выводить на орбиту спутники и другое оборудование общей массой до 180 тонн. Это в 9 раз больше, чем сегодня могут обычные космические грузовики. Грузовой отсек «Бурана» был соизмерим по объёму с четырьмя железнодорожными вагонами. Кроме того, корабль мог обеспечить возвращение груза на Землю с околоземной орбиты. Для доставки такого огромного корабля на Байконур потребовался специальный грузовой самолёт с изменённой конструкцией хвостового оперения.
Самолётная конфигурация позволяла «Бурану», в отличие от предшествующих возвращаемых на Землю космических аппаратов, производить посадку на аэродроме, совершая управляемый планирующий спуск. Было разработано надёжное теплозащитное покрытие, способное выдержать десятки возвращений корабля из космоса на Землю. Для этого использовалась новейшая теплозащитная изоляция со сложной технологией установки. Общее количество теплозащитных элементов на корабле превышало 35 тысяч.
Универсальная ракета «Энергия» стала ещё одним революционным прорывом отечественной космонавтики. Мощная, сверхтяжёлая ракета по своим характеристикам была равноценна американской «Сатурн-5», которая отправила на Луну пилотируемый корабль «Аполлон-11». Это означало, что в лунной гонке СССР был готов возобновить соперничество с США и создать перевес в свою пользу. Запуск универсальной ракеты-носителя «Энергия» состоялся 15 мая 1987 года.
Изделие, которое побывало в космосе, было уничтожено из-за обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре в 2002 году. Сохранившийся лётный образец «Бурана», который ни разу не побывал на орбите из-за того, что программа была свернута, и макет ракетоплана сейчас находятся на Байконуре. В собственности казахстанского АО «РКК "Байконур"».