Неделю назад авиация Израиля нанесла удар по столице Сирии Дамаску. Объектом атаки Тель-Авива стало консульство Ирана. Тогда, 1 апреля при авиаударе погибли 16 человек-сотрудников иранской дипмиссии. Вместе с ними был и генерал Мохаммад Резу Захеди – командир одного из элитных ливанских спецподразделений «Кудс». Понятно, что в нашем стремительно меняющимся мире, с его постоянными вызовами и угрозами уже особо никого не удивляет тот факт, что Тель-Авив может себе позволить спокойно нанести удар и по медицинскому или иному социальному объекту в Газе, и по консульству в другом государстве. Понятно, что в первом случае ЦАХАЛ аргументировал свои действия борьбой с палестинскими отрядами и в целом со всей логистической инфраструктурой ливанской «Хезболлы», пути которой проходят от Ирана, через Сирию. Но вот такой, откровенно наглый и бесцеремонный удар по иранскому консульству в Дамаске уже больше похож на некий вызов.
А теперь подумаем о том, что именно могут предпринять иранцы в ответ на действия израильтян. И хотя чисто формально два государства не находятся в состоянии войны, напряжение между ними с завидной периодичностью обостряется и нарастает. В тоже время важно подчеркнуть немаловажный факт: если Тель-Авив применял высокоточное оружие, то случайная смерть, как издержка, напрочь отметается.
Чем может ответить Тегеран
Персы в своем кармане имеют несколько вариантов ответа на выпад евреев, но они все не могут быть «вполне подходящими». Разберемся по порядку. Первое. Тегеран отлично отточил технологии ведения точечных операций через своих прокси по линии шиитской «Оси сопротивления». Причем самостоятельно боевые действия, на полноценном уровне Тегеран не вел со времен ирано-иракской войны. Второе. Главные ударные мощи Ирана состоят из двух ветвей: Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и шиитского ополчения, в котором состоят иракская «Катаиб Хезболла» и ливанской «Хезболлой». Плюсом можно добавить союзников из Сирийской Арабской армии, йеменских хуситов и палестинского движения ХАМАС.
Напомним, что четыре года назад уже была схожая история, когда в ответ на убийство американскими ВС командующего «Кудс» Касема Сулеймани Тегеран ударил по военной базе США Айн-аль-Асад в Ираке баллистическими ракетами. Жертв тогда удалось избежать, потому что американцы заранее были оповещены о готовящейся операции от иракских чиновников.
Иранский цугцванг
В итоге Тегеран до сих пор медлит с ответом Израилю и это вполне логично. Сейчас иранские власти в лице аятоллы Али Хаменеи находятся в крайне непростом положении: отвечать надо, так как бездействие существенно подорвет авторитет Ирана в регионе, в тоже время обстановка на Ближнем Востоке не совсем располагает к актам возмездия. Это связано с общей напряженностью на ливано-израильской границе, системные атаки на американские военные объекты в Ираке и Сирии, нарушение хуситами судоходства в Красном море.
И такая, позволим себе, «прокси-война» в ближневосточном регионе идет на руку Ирану, самому не принимающему непосредственного участия в боевых действиях. То есть война чужими руками, контроль геополитических процессов, поддержание локальных конфликтов в «горячем» состоянии – то, что Иран старательно оттачивал все это время.
Тель-Авив, понимая это, активно пытается перехватить инициативу в свои руки. А Нетаньягу просто ждет ответной реакции Хаменеи: если ответа не последует, значит Иран не готов поднимать ставки и тогда можно дальше пробовать проверять его на крепость и устраивать новые провокации.
И несмотря на то, что Иран на самых разных уровнях заверил, что «ответка» обязательно прилетит, так просто до Израиля не дотянуться. Так, одним из вероятных вариантов иранского возмездия может стать удар от йеменских хуситов, но географически сделать это сложно в силу дальнего расстояния между государствами и не настолько сильной боевой мощи хуситов. С другой стороны, у Ирана есть подконтрольный Ливан, имеющий общую границу с Израилем. Но ливанская «Хезболла» является этаким неприкосновенным резервом Тегерана, что называется – «до поры, до времени». Главная роль «Хезболлы» - создание напряженной обстановки на ливано-израильской границе, дабы не давать Тель-Авиву расслабиться. Но отвлечь часть сил ЦАХАЛ от операции в Газе и показать, что палестинцы не одиноки в своей борьбе с израильтянами – вариант вполне неплохой.
Одним из наиболее адекватных и симметричных ответов Тегерана могут стать удары по дипломатическим представительствам Израиля. Прогнозируя это Тель-Авив уже закрыл 28 своих дипмиссий. Справедливости ради отметим, что ни один из подобных ударов Тегерана не будет сопоставим по потерям, которые нанес Тель-Авив, уничтожив одного из лучших иранских командиров. В этой связи остается ждать: на что пойдет Иран? Ответит более жестко? Тогда такие меры могут привести к симметричным ответам Израиля, что автоматически вызовет цепную необратимую реакцию, к которой евреи, похоже готовы, а для иранцев все может закончиться очень плохо.