Представители Пентагона заявляют, что оборудование для модернизации Technology Refresh-3 производится недостаточно быстро, и этот дефицит замедляет поставки последней модернизации F-35, которая в результате будет стоить «почти на 1 миллиард долларов США больше, чем ожидалось».
Генерал-лейтенант Майкл Шмидт, исполнительный директор программы F-35, заявил 12 декабря на слушаниях подкомитета по тактическим воздушным и сухопутным силам Палаты представителей Вооруженных сил, что Lockheed Martin заключила контракт на поставку 52 самолетов с усовершенствованиями, известными как «Обновление технологии 3» к концу этого года. Однако компания завершила строительство 21 из них.
По словам Шмидта, «несколько ключевых компонентов», необходимых для оборудования TR-3, производятся медленнее, чем ожидалось, а «остальные новейшие самолеты все еще находятся на заводе Lockheed Martin в Форт-Уэрте, штат Техас, в ожидании этих деталей»».
Как сообщается, обновления TR-3 включают улучшения аппаратного и программного обеспечения F-35, такие как улучшенные дисплеи, компьютерная память и вычислительная мощность. Они необходимы для более масштабной модернизации под названием «Блок 4», которая должна улучшить «возможности вооружения F-35, распознавание целей и радиоэлектронную борьбу, среди других функций».
Теперь говорят, что для решения этих проблем с программным обеспечением и интеграцией потребуется время до июня следующего года. Но это не определённые сроки, предупреждают представители Пентагона.
Конечно, за эту задержку Lockheed Martin, основной производитель самолета, может заплатить штраф, хотя его размер не разглашается общественности. Кроме того, Пентагон приостановил переговоры с Lockheed по достижению соглашения о новом пятилетнем подходе к обеспечению парка истребителей F-35.
Хотя Lockheed Martin заявила, что по-прежнему сосредоточена на ускорении поставок оборудования от своих субподрядчиков, американских законодателей это не впечатлило. Председатель подкомитета республиканец Роб Уиттман, республиканец от штата Вирджиния, заявил на слушаниях, что, хотя F-35 является «технологическим чудом», его неоднократные задержки с вводом в эксплуатацию вызывают тревогу. «Программа должна работать намного лучше», — добавил он.
«Меня удивляет, что многолетний контракт на устойчивое развитие по сравнению с годовым устойчивым контрактом не может ни обеспечить и снизить затраты, ни увеличить доходы», — сказал высокопоставленный член подкомитета, член палаты представителей Дональд Норкросс, демократ от штата Нью-Джерси.
Боль американских законодателей понятна, поскольку парк истребителей F-35 может летать лишь немногим более половины времени, поскольку из-за проблем с техническим обслуживанием самолеты остаются на земле, несмотря на растущую зависимость США и их союзников от самолетов.
Как сообщается, по состоянию на март 2023 года показатель боеспособности флота — или процент времени, в течение которого самолет может выполнять одну из назначенных ему задач — составлял 55 процентов, что намного ниже цели Пентагона в 85–90 процентов. Похоже, что в последующие месяцы это соотношение не улучшилось.
В любом случае задержка с получением достаточного количества F-35 отрицательно влияет на боеготовность ВВС США. Это потому, что «уровни мощностей находятся на рекордно низком уровне».
После окончания Холодной войны американские летчики-истребители налетали по 200–300 часов в год на совершенно новых F-15, F-16 и А-10, в то время как советские пилоты в основном летали на устаревших самолетах.
Однако сегодня американские летчики-истребители получают менее 130 часов в год, летая при этом на самом старом и маленьком парке истребителей в истории ВВС США. С другой стороны, китайские летчики-истребители проводят более 200 часов в год на гораздо более новых истребителях.
При ограниченном количестве самолетов, способных выполнять боевые задачи, и уровне готовности, сравнимом с уровнем готовности советских пилотов в конце 1980-х годов, ВВС необходимо иметь на вооружении как можно больше жизнеспособных истребителей.