Он запустил баллистические ракеты по острову, некоторые из них приземлились прямо в японских водах. Более 20 китайских самолетов пролетели через центральную точку между материком и Тайванем, что когда-то считалось табу. Народно-освободительная армия провела тщательно продуманные военные учения, отрабатывая свою роль в реальном вторжении.
Согласно ежегодной оценке военной мощи Китая, проводимой Пентагоном, это новая отличительная черта китайской внешней политики при президенте Си Цзиньпине.
«[Китайская Народная Республика] все чаще обращается к НОАК как к инструменту государственного управления для достижения своих внешнеполитических целей», — отмечается в докладе.
Другими словами, когда Китай чувствует проблему за границей, он теперь с большей вероятностью будет использовать армию для ее решения. По словам представителей Пентагона и внешних аналитиков, этот подход разрабатывался уже много лет и соответствует весовой категории НОАК.
Китай потратил десятилетия на укрепление своих вооруженных сил с целью полностью стать силой «мирового класса» к 2049 году. Это создает проблемы для США, которые последние годы потратили на укрепление альянсов и партнерств в обширном Индо-Тихоокеанском регионе.
Хотя США вскоре могут столкнуться с китайскими войсками в большем количестве районов по всему миру, они также обеспокоены желанием Китая объединить Тайвань с материком, поскольку Пекин считает островное государство провинцией-изгоем. А внешняя политика, опирающаяся на военную силу, может сделать вторжение более вероятным.
«Если вернуться в 2016 год, военный элемент был частью дипломатической, экономической, информационной кампании, кампании влияния и военного давления против Тайваня», — заявил высокопоставленный представитель Пентагона на условиях анонимности, чтобы говорить откровенно. «В последние годы мы наблюдаем, что военные играют более значительную роль в этой кампании давления».
Почти каждая мировая держава, если не все, использует свою армию для управления государством, и не в последнюю очередь Соединенные Штаты. Возьмем, к примеру, две флотилии, которые Америка устремила на Ближний Восток после того, как в октябре Израиль объявил войну Хамасу в секторе Газа.
Китай, возможно, и жаждал такой возможности, но ему не хватало военной мощи.
С момента вступления в должность в 2012 году президент Китая направил огромные суммы денег в армию. Согласно отчету Пентагона, сейчас он тратит на оборону второе место с бюджетом около 230 миллиардов долларов в 2022 году; только оборонные расходы Америки превышают эту сумму: бюджет Министерства обороны на 2022 финансовый год достигает 740 миллиардов долларов.
В октябре 2022 года Си подтвердил свою цель, чтобы НОАК была способна объединить Тайвань с материком к 2027 году. К 2035 году ее усилия по модернизации должны быть «практически завершены», отметили в Пентагоне.
Среди тенденций, отмеченных в докладе Пентагона, — увеличение арсенала баллистических ракет Китая, добавление 30 кораблей в состав военно-морского флота Народно-освободительной армии, а также рост парка боевых самолетов ВВС Народно-освободительной армии.
А в прошлом году китайские военные продолжили тенденцию проводить все больше военных учений с Россией, одним из главных противников Америки. Пентагон ожидает, что в ближайшие годы НОАК проведет больше совместных учений с иностранными партнерами.
В докладе отмечается, что китайские военные также «весьма вероятно» работают над увеличением количества зарубежных логистических объектов после первой такой базы в Джибути в 2017 году.
«Нам придется быть готовыми к присутствию НОАК, в конечном итоге, в тех местах, где мы к их существованию не привыкли», — заявил представитель Пентагона.
Ближе к дому китайские военные продемонстрировали напористость в Южно-Китайском море и вокруг Тайваня. Пентагон недавно опубликовал видео, на которых видно, как китайские самолеты пролетают мимо самолетов США и их союзников в регионе. В одном примере китайский истребитель J-11 пролетел ночью в пределах 10 футов от американского бомбардировщика B-52. Всего было совершено более 180 таких «принудительных и рискованных» перехватов американских самолетов.
По данным Пентагона, за последние два года — больше, чем произошло за предыдущее десятилетие.
По оценкам США, это часть более масштабных усилий Пекина по использованию вооруженных сил в качестве регионального вышибалы.
«Они больше опираются на НОАК, чтобы попытаться запугать, принудить, увеличить риск и тем самым заставить США… и другие страны дважды подумать перед проведением действий, на которые мы имеем полное право», — заявил представитель Пентагона.
До сих пор эта активность в воздухе сводилась лишь к опасным ситуациям.
Но сегодня китайские пилоты более опытны, а их самолеты более совершенны, что позволяет им летать ближе к противнику, избегая при этом столкновений.