50 лет без Гагарина: почему 625-й не вернулся из полета?

28 марта 2018
1 630 0 0

Если сегодня попросить среднестатистического жителя Земли назвать выдающегося гражданина Советского Союза, шанс, что он назовет фамилию Гагарин, чрезвычайно высок.

50 лет без Гагарина: почему 625-й не вернулся из полета?

Пожалуй, имя первого космонавта, первого человека, шагнувшего за пределы земной атмосферы, вызывает вокруг себя менее всего ажиотажа и споров. Его обожали везде, в странах «загнивающего» капитализма и «развитого» социализма, в странах третьего мира его фамилия и вовсе стала популярным именем. Но сводивший с ума целые континенты своей открытой добродушной улыбкой, он явил миру достаточно силы, чтобы не опьянеть от всеобщего обожания.

Юрий Алексеевич Гагарин

Но 50 лет тому назад Юрия Алексеевича Гагарина не стало. В один час. В расцвете лет… 27 марта 1968 г., совершая будничный тренировочный полет, он и сопровождавший его инструктор, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин, погибли при обстоятельствах, до сих пор порождающих массу слухов и версий.

Сознание любого из советских граждан просто отказывалось воспринимать факт обычной авиакатастрофы. Тем более, что речь шла не о зеленых новичках, а об опытных и умелых пилотах. Полковник Серегин, летевший инструктором в учебно-тренировочной «спарке», считался асом еще в годы Великой Отечественной войны. Однажды он умудрился на своем штурмовике выдержать бой с шестью немецкими истребителями, при этом один из них сбить. А затем раненым, на куда более медленной и не столь маневренной машине, уйти от них и посадить дырявый, как решето, самолет на одну стойку шасси.

Другой раз, уже летчиком-испытателем, Серегин успешно приземлил самолет с разрушившимися на перегрузке рулями управления. И вдруг ‒ странная, нелепая катастрофа!

Полковник Серегин Владимир Сергеевич 

По стране, а затем и по всему миру ползли слухи от конспирологических ‒ Гагарина ликвидировало КГБ по приказу из Кремля, поскольку опасались невероятной популярности космонавта №1, его заперли в сумасшедшем доме после ссоры с Брежневым… До совсем ублюдочных ‒ Гагарин и Серегин, после какой-то гулянки решили полетать и взялись управлять самолетом пьяными.

Говорили также, что погиб он не в этот день, а несколько раньше, во время сверхсекретных испытаний ракеты для Лунной программы. И что он подстроил катастрофу, а сам еще долго жил где-то под Оренбургом в тишине и безвестности…

Масла в огонь подлила известная прорицательница Ванга, якобы сказавшая, что Гагарин вовсе не погиб, а похищен инопланетянами для продолжения контакта человека с представителями иных миров. Свою версию также озвучили и известные космонавты. Алексей Леонов – «первый человек в открытом космосе» - объявил, что падение учебно-тренировочного истребителя МиГ-15 произошло из-за непредвиденного сближения со сверхзвуковым истребителем Су-15, совершавшем в это же время полет в соседнем квадрате. Струя реактивного двигателя «сушки» фактически, вогнала МиГ-15 УТИ в штопор.

Его коллега, «космонавт номер два», Герман Титов, настаивал, что истребитель Гагарина-Серегина получил в воздухе совсем иные повреждения. По его словам, осколки фонаря (стеклянного колпака над кабиной), говорят о столкновении с металлическим подвесом метеозонда. В то же время госкомиссия, работавшая по свежим следам на аэродроме и в Особом истребительном авиаполку, где служили оба летчика, выявила ряд существенных нарушений в работе наземных служб. Они также могли оказать, если не решающее, то весьма негативное влияние на безопасность полета.

У каждой из этих версий есть свои ярые сторонники, и не менее ярые критики. История этой катастрофы обрастает мифами, и окончательной разгадки по сей день не видно. Хотя некоторые моменты можно установить с высокой степенью достоверности.

МиГ-15УТИ 

Действительно роковой полет совершался в неблагоприятных погодных условиях. Слоистая облачность с промежутками между слоями порядка 300 м затрудняла обзор как земли, так и горизонта. При этом нижняя кромка облаков держалась на высоте 600 м, а верхняя 5000 м. Между тем, подготовка Юрия Гагарина к дальнейшим полетам на одноместном МиГ-17 предполагала полеты в безоблачном небе или же над облаками.

Действительно в тот же день поблизости от квадрата, в котором летали Гагарин и Серегин, отрабатывали высотные полеты летчики Богородский и Щербаков на сверхзвуковых Су-15. Это были высотные полеты. Первый летал на высоте 18 тысяч метров, второй ‒ 14 тысяч. Согласно построенным барограммам (график изменения высоты по времени) Щербаков взлетел уже примерно через час после гибели Юрия Алексеевича, тогда как Богородский к моменту взлета, уже приземлился.

Действительно, примерно в то же время в зоне полетов находился еще один самолет. Это был МиГ-15 УТИ, за штурвалом которого сидел Андреев ‒ летчик того же полка, что и Серегин. Полет проводился штатно, для проверки работы двигателей, высота полета обозначалась в 3000 м. Именно самолеты Андреева и «спарка» Серегина и Гагарина находились в соседних зонах полетов (20 и 21) и, теоретически, могли оказаться рядом.

Действительно полковник Серегин опоздал к назначенному времени вылета, хотя вовсе и не по своей халатности, его задержал начальник Центра подготовки космонавтов. Серегин командовал летным полком этого Центра. Быть может, эта задержка стала роковой. В результате самолет Андреева взлетел не через полчаса после комполка, как предполагалось изначально, а всего через три минуты. Однако при этом плановая высота Гагарина была обозначена как 4200 м, то есть более чем на километр выше, чем у Андреева, так что маневр «сбивший» злополучную «спарку», тот совершить попросту не мог.

Совершив предусмотренные виражи, Гагарин запросил разрешение на посадку и, получив его, начал снижение. Вот здесь возможно критическое сближение двух самолетов. Но лишь возможно. Никаких свидетельств этому нет.

Последние слова Юрия Алексеевича, зафиксированные землей, были: «Высота ‒ две тысячи метров». Судя по математической модели падения самолета, получается, что самолет на высоте 4200 м вошел либо в штопор, либо в глубокую спираль. И вот тут вступает в дело документ, на который по сей день почти не обращают внимания ‒ выпущенное Воениздатом руководство для летного состава по выходу из штопора. В этой инструкции говорится, что МиГ-15 УТИ, то есть двухместный самолет, своими летными характеристиками практически не отличается от одноместного.

Однако на чем основывалось это утверждение не понятно, поскольку данный самолет на штопор не испытывался и утверждение было практически умозрительным. При этом далее в инструкции отмечалось, что самолет весьма чувствителен к ошибкам при отклонении ручки управления, и на скоростях менее 400 км⁄час даже небольшая погрешность может привести к сваливанию в штопор. Причем если в спешке ручку управления подать так, как для выхода из спирали, то МиГ-15 УТИ входит в еще более сильный штопор и больше из него не выходит. При том, что широкая спираль один из популярных способов снижения для захода на посадку, крошечная оплошность в оценке ситуации, могла привести к непоправимым последствиям. Возможно также, что поблизости от самолета Гагарина и Серегина и вправду оказался метеозонд, от столкновения с которым летчики попытались уклониться. Но все это из области гадательного.

Сегодня достоверно известно еще много такого, о чем бы и не вспомнили, если бы полет прошел нормально. Так скажем, на аэродроме Чкаловский не работал радиолокационный высотомер. То есть на земле просто не наблюдали за самолетом и не видели, когда и где он перешел в аварийный режим. У Серегина были просрочены документы летной проверки – но кто пойдет смотреть бумажки у аса, Героя Советского Союза, к тому же, комполка?! На борту МиГа-15 УТИ отсутствовал бароспидограф (самописец, устанавливаемый на самолете для регистрации атмосферного давления и воздушной скорости самолета) – бумаги не нашлось. Ну да все ж не двигатель... Достоверно сегодня можно утверждать, что у этой трагедии нет однозначной причины. Ужасающая совокупность «мелочей» привела к катастрофе мирового масштаба.

Почетный караул у могилы Гагарина и Серегина 

А может и впрямь стоит задуматься о воле небес, пожелавших навечно забрать к себе ЧЕЛОВЕКА, дерзнувшего шагнуть в космос из земной колыбели?! Тут каждый выбирает сам.

Сегодня же мы можем лишь горько скорбеть о гибели достойных людей и отважных летчиков, о гибели первого человека Космоса.

Поделиться
Комментарии0

В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого завершился монтаж временной выставки «В космос!», посвященной 60-летию полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина.

495 0 0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

78 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

180 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.