Вступление Украины в НАТО так же сложно, как стремление Грузии с 2008 года

21 июля 2023
552 0 0

Неустанные призывы Украины стать членом НАТО напоминают призывы Грузии, чье вступление в трансатлантический военный союз остается проблемой с 2008 года.

Вступление Украины в НАТО так же сложно, как стремление Грузии с 2008 года

14 августа 2008 года, российские солдаты перекрывают дорогу на окраине Гори, к северо-западу от столицы Грузии Тбилиси - Фото: Darko Bandic/AP/TASS

И, как и в случае с Грузией, Украину призывают сохранять надежду, что было очевидно во время последнего саммита НАТО в литовской столице Вильнюсе.

Однако, говоря конкретно, Соединенные Штаты или, если уж на то пошло, их европейские партнеры, такие как Германия и Франция, не будут делать ничего, что заставило бы их сражаться с Россией на полях реальных сражений.

Вместо этого они предпочтут обязать страны НАТО продолжать поставлять все больше и больше оружия и боеприпасов. И они будут создавать или поддерживать нарратив о том, что Украина сокрушит Россию в военном отношении и вернет себе все свои территории, включая Крым.

Украине сообщают, что вскоре Россия будет изгнана с ее военно-морской базы в Севастополе. Подобные вещи они говорили и Грузии в прошлом – что Россия сдаст территории.

Но и здесь теперь есть проблема. Казалось бы, ненасытная жажда Украины к западному оружию может остаться неутоленной, поскольку такие страны, как Соединенные Штаты, не в состоянии производить достаточно оружия.

Это объясняет, как ничто другое, почему Вашингтон был вынужден предоставить Украине бесчеловечные и все более устаревшие кассетные бомбы, против использования которых европейские страны НАТО взяли обязательства в соответствии с международным договором, который они ратифицировали.

Несмотря на демонстрируемую ими браваду, факт остается фактом: страны НАТО, особенно их лидеры, такие как США, Германия и Франция, не готовы воевать с Россией напрямую, предоставив Украине членство (что они должны сделать, если только они не сделают пункт альянса, в котором говорится, что нападение на одного является нападением на всех), даже когда он уже находится в состоянии войны.

На самом деле, сделав Россию злодеем после всех провокаций, вынудивших Россию начать спецоперацию (поддержка Западом цветных революций в Грузии и Украине, многолетняя разведывательная и военная деятельность США на Украине, разработка планов США по противоракетной обороне в Польше и Чехии), руководство НАТО одержимо лишит Россию чувства безопасности, ее чести, единства и целостности. Это то, с чем не согласится ни одно российское правительство.

Как бы то ни было, Запад, похоже, предал Россию, расширив НАТО после окончания Холодной войны и распада возглавляемого Москвой Варшавского договора.

Здесь следует помнить, что главной заботой Москвы даже во время воссоединения Германии в 1990 году (СССР должен был согласиться на слияние Восточной Германии с Западной Германией, чтобы стать единой Германией) было расширение НАТО.

Хотя Москва признала, что объединенная Германия останется в НАТО, ее нужно было заверить, что в будущем в НАТО не войдут страны Варшавского договора, возглавляемые Советским Союзом. Варшавский договор в конце концов распался.

Доступные сегодня рассекреченные документы ясно показывают, что гарантии безопасности против расширения НАТО были даны советским лидерам Джеймсом Бейкером (государственный секретарь США), Джорджем Бушем-старшим (президент США), канцлером Западной Германии Гельмутом Колем, президентом Франции Франсуа Миттераном, британскими премьер-министрами Маргарет Тэтчер и Джоном Мейджором, среди прочих.

Первые конкретные заверения западных лидеров в отношении НАТО появились 31 января 1990 года, когда тогдашний министр иностранных дел Западной Германии Ганс-Дитрих Геншер открыл торги крупной публичной речью в Тутцинге, Бавария, по поводу объединения Германии. Он ясно дал понять, «что изменения в Восточной Европе и процесс объединения Германии не должны приводить к «ущемлению интересов советской безопасности». Поэтому НАТО должно исключить «расширение своей территории на восток, т. е. приближение ее к советским границам».

На решающей встрече 10 февраля 1990 года в Москве между Колем и советским президентом Михаилом Горбачевым лидер Западной Германии добился принципиального согласия СССР на объединение Германии в НАТО, заверив, что оно не будет расширяться на восток.

Перед этим, 6 февраля 1990 года, когда министр иностранных дел Западной Германии Ханс-Дитрих Геншер встретился с министром иностранных дел Великобритании Дугласом Хердом, британские записи показали, что Геншер сказал: «У русских должна быть некоторая уверенность в том, что, если, например, польское правительство однажды покинет Варшавский договор, они не присоединятся к НАТО на следующий день».

Также известно, что Бейкер опробовал формулу «ни дюйма на восток» с Горбачевым на встрече 9 февраля 1990 года. Он согласился с заявлением Горбачева в ответ на заверения в том, что «расширение НАТО неприемлемо».

Бейкер заверил Горбачева, что «ни президент, ни я не намерены извлекать какие-либо односторонние выгоды из происходящих процессов» и что американцы понимали, что «не только для Советского Союза Бейкер заверил Горбачева, что «ни президент, ни я не намерены извлекать какие-либо односторонние выгоды из происходящих процессов» и что американцы понимают, что «не только для Советского Союза, но и для других европейских стран важно иметь гарантии того, что, если США сохранят свое присутствие в Германии в рамках НАТО, ни на дюйм нынешней военной юрисдикции НАТО не распространится в восточном направлении».

Это заверение Москве не было выполнено. В 1999 году Польша, Чехословакия и Венгрия — все члены возглавляемого Москвой Варшавского договора — получили разрешение вступить в НАТО, несмотря на то, что около 50 военных, политических и академических лидеров написали тогдашнему президенту Биллу Клинтону, что это будет «политической ошибкой исторических масштабов».

Преемник Клинтона Джордж Буш разрешил затем, в 2004 году, присоединиться еще семи государствам, в том числе трем прибалтийским государствам Эстонии, Латвии и Литве, которые были частью бывшего Советского Союза. Президент Буш был готов привести Грузию и Украину, бывших участников СССР, в 2008 году. Но этот план не был реализован.

Однако есть еще один принципиальный вопрос относительно членства Украины в НАТО. Имеет ли право стать членом? В конце концов, одна из причин создания НАТО заключается в том, что он служит продвижению демократических ценностей. И если это так, то является ли Украина демократической страной, где царят правовые нормы?

Комик, ставший президентом, Зеленский теперь герой и любимец западных СМИ и лидеров. Но мало кто помнит, что та же западная пресса указывала, каким диктатором и коррупционером он был.

Его рейтинг популярности резко упал; к концу 2021 года он составлял 31 процент. Украина была второй самой коррумпированной страной в Европе. В глобальном масштабе она занимает 122-е место из 180 стран.

Здесь можно отметить, что, хотя стремление Украины к членству в НАТО привлекает больше внимания в мире, это также цель Киева вступить в Европейский Союз. Как и в случае с НАТО, все 27 стран ЕС поддерживают Украину на эмоциональном уровне. Никогда прежде страны ЕС не оказывали столько экономической и военной помощи, сколько они оказывают Украине.

Однако, когда возникает вопрос о том, чтобы сделать ее членом ЕС, они отбрасывают сочувствие. Они не предоставляют Украине никаких послаблений по многим критериям и различным процедурам присоединения к членству в ЕС.

ЕС ясно дал понять, что украинское правительство должно будет доказать, что оно проводит отраслевые и институциональные реформы, в том числе антикоррупционные и судебные реформы, уважая верховенство закона, демонстрируя приверженность надлежащему управлению и модернизации национальных и местных институтов.

Можно отметить, что страна, стремящаяся вступить в ЕС, должна соответствовать трем основным условиям, также известным как «Копенгагенские критерии», — иметь стабильные и демократические институты, быть функционирующей рыночной экономикой и внедрять свод законодательных актов Европейского Союза.

Но исследования ЕС показали недостатки Украины в верховенстве закона, в основном внешнее вмешательство в суды всех уровней и в антикоррупционные учреждения. Верховенство закона на Украине остается крайне хрупким, с отсутствием прозрачности в системе закупок и слабой судебной системой.

ЕС также расстроен тем, что на Украине нет партийной системы европейского образца, основанной на социально-экономических интересах и ценностях, а преимущественно лидерские партии без четких политических целей. Чувствительные ЕС отмечает, что в зависимости от внешних финансовых интересов избранные представители часто подрывают реформы, которые они официально обязались проводить по отношению к ЕС и их избирателям.

Украина не имеет функционирующей рыночной экономики и способности поглощать конкуренцию внутри ЕС.

ЕС отметил несколько недостатков в этом отношении: большая теневая экономика, отсутствие антимонопольной политики и широко распространенная коррупция, которая отпугивает инвесторов и замедляет экономический рост. Банковский сектор Украины продолжает страдать от неэффективных и преимущественно государственных предприятий.

Учитывая все это, можно с уверенностью утверждать, что цель западного руководства, в частности президента Байдена, состоит не в помощи Украине, а в ослаблении России.

Поделиться
Комментарии0
9 мая 2025Армия

«Этот день мы приближали как могли»: Россия отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне

В России отмечают 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

5 мая на территории Эстонии стартовали масштабные военные учения «Siil-2025».

В Санкт-Петербурге состоялось центральной комиссии по вопросам подготовки граждан к военной службе.

10 марта 2025Армия

Зашли в тыл к врагу по газопроводу: подробности уникальной операции российских бойцов в Судже

Российские войска совершили беспрецедентный прорыв в тыл группировки ВСУ в Курской области....

В командовании Североатлантического альянса ищут способы противодействия российским авиабомбам, оснащенным управляемым модулем планирования и коррекции.

Девять стран НАТО с 13 января по 26 февраля проведут учения «Steadfast Dart-25» для проверки способности к оперативному развертыванию сил на восточном фланге «в условиях конфликта».