Корвет класса Al-Jubail (по названию города Эль-Джубайль в Саудовской Аравии) был спущен на воду 20 июля 2020 года на кораблестроительной верфи Сан-Фернандо. Ходовые испытания продлятся два месяца и будут разделены на две фазы. Первая продлится около двух недель.
Как сообщает пресс-служба компании Navantia, цель ходовых испытаний перед доставкой заказчику проверить работу платформы и различных систем корвета, чтобы продемонстрировать соответствие требованиям, указанным в судовом контракте. В тестах участвуют 140 человек, в том числе 40 инженеров разных специальностей. Среди них сотрудники самой компании и других фирм, работающих в отрасли, а также специалисты из Регистра судоходства Lloyds и крупных компаний-поставщиков оборудования. За испытаниями наблюдают представители RSNF и военно-морских сил Испании.
Боевые системы будут установлены на корабль во время второй фазы испытаний. По прогнозам, доставка заказчику состоится через пять месяцев, в начале 2021 года. Судно Al-Jubail имеет длину 104 метра (на 5 метров длиннее, чем модель, недавно поставленная в Венесуэлу), ширину 14 метров и сможет перевозить в общей сложности 102 человека — членов экипажа и личного состава ВМС КСА. Максимальная скорость составит 27 узлов (более 50 км/ч), именно увеличение скорости на 2 узла по сравнению с венесуэльским вариантом потребовало удлинить корабль, поскольку потребовались большие по размеру двигатели.
Контракт с продолжением
Помимо самого судна, конструирующегося по дизайнерской модели AVANTE 2200, Navantia — одна из ведущих европейских компаний в сфере военного и гражданского судостроения — поставит саудовским ВМС и собственные боевые системы. Это боевая система Catiz, интегрированная система связи Hermesys, система управления огнем Dorna, интегрированная система управления платформой и интегрированный мост Minerva, а также другое оборудование, разработанное Navantia в рамках лицензии, например, моторы MTU или редукторы RENK. На вооружении корвета 76-мм пушка SUPER RAPID по лицензии итальянской компании Leonardo и система ПВО MILLENNIUM с 35-миллиметровыми орудиями по франшизе немецкой Rheinmetall.
5 корветов, четыре из которых уже заложены, представляют собой поливалентные корабли, специально разработанные для задач береговой охраны и контроля морского судоходства, поисково-спасательных операций и помощи другим кораблям. Кроме того, корабли будут иметь важные возможности для защиты стратегических объектов, разведки, противолодочной и противовоздушной обороны и электронной войны.
Контракт предполагает глобальную рабочую нагрузку в примерно семь миллионов часов и создание 6000 рабочих мест в течение пяти лет. Из них более 1100 являются работниками Navantia, более 1800 — сотрудниками около ста других отраслевых компаний. Ещё 3000 человек являются работниками других компаний-поставщиков.
Соглашение предусматривает также поддержку жизненного цикла корветов — в течение пяти лет с момента поставки первого корабля с возможностью пролонгации ещё на 5 лет. Последний корвет, согласно запланированному графику, будет готов в 2024 году — на год позже первоначального графика — из-за пандемии COVID-19.
Также в контракт были заложены: комплексная материально-техническая поддержка, подготовка специалистов по эксплуатации и техническому обслуживанию, предоставление учебных и тренировочных центров для управления боевыми системами и системами управления платформой корабля, равно как и поддержка системы технического обслуживания кораблей на военно-морской базе в Джидде. Подготовка экипажей началась в марте прошлого года на объектах нового учебного центра Navantia (NTC) и специализированных школ Антонио де Эсканьо и Эсенгра де ла Армада в Ферроле.
Помимо строительства корветов, Navantia договорилась с государственной компанией SAMI (Saudi Arabian Military Industries, контролирует 50% всего оружейного рынка страны) о создании совместного предприятия в Саудовской Аравии. Этот альянс позволит NAVANTIA и дальше получать оборонные контракты в этой стране, даст возможность позиционировать свои интегрированные системы и технологические решения на арабском рынке, что соответствует стратегии интернационализации компании.
Лидер мирового импорта оружия пытается диверсифицировать поставщиков
Королевство Саудовская Аравия остаётся лидером импорта на мировом рынке вооружений и военной техники - на его долю приходится 11% от общего объёма глобальных контрактов. По последним данным SIPRI (Стокгольмского института исследования проблем мира), опубликованным в марте этого года, импорт вооружений в страну за последние 5 лет вырос на 61% по сравнению с периодом 2011-2015 годов. Что заметно меньше показателей Катара (+361%) и Египта, наращивающего вооружённую мощь вследствие территориальных споров по поводу углеводородных месторождений в Средиземноморье с Турцией (+136%).
Ближний Восток продолжает оставаться главным катализатором роста объёма мировых оружейных контрактов — за указанный период времени импорт вооружений в регион увеличился на 25%. На регион приходится 47% американского экспорта оружия. Хотя наибольшая доля мирового импорта и приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (42%). Крупнейшими экспортёрами оружия в Саудовскую Аравию являются США (79%) и Великобритания (9%). При этом на КСА приходится 24% экспорта американского оружия.
Россия увеличивает свою долю в импорте вооружений в Саудовскую Аравию, поскольку пытается таким образом возместить потери в Индии, которая взяла курс на диверсификацию своего оружейного импорта прежде всего за счёт России. Полуторамиллиардная индийская армия сейчас оснащена российским оружием и техникой на 60%, на Индию приходится 23% российского оружейного экспорта, но он за указанный период времени упал на 53 процента. При этом прирост российского оружейного экспорта в страну, кончено, пока не может сравниться с таковым в Египет (+435% за указанный период времени) и Алжир (+49%).
В апреле 2019 года начал реализовываться крупный контракт на поставки в КСА ТОС-1А «Солнцепек», в начале этого года появились сообщения о том, что Эр-Рияд хочет закупить у России системы ПВО С-400 «Триумф» и истребители Су-35, однако, как и раньше, эти планы наталкиваются на ожесточённое сопротивление США. Саудовская Аравия заинтересовалась российскими системами ПВО из-за провала американских систем Patriot в войне с Йеменом, которые иногда не могли защитить даже от советских «Скадов», модернизированных в Иране.
Пока же именно контракт с испанской судостроительной компанией является самым иллюстративным примером того, как Саудовская Аравия пытается диверсифицировать свой импорт вооружений. Сделка была заключена в июле 2018 года на сумму в 1,8 миллиарда евро и стала крупнейшим контрактом испанской кораблестроительной фирмы с иностранным клиентом в истории. Учитывая абсолютное доминирование США на рынке оружия КСА, шаг, конечно, весьма робкий, но по крайней мере, демонстрирующий намерения.