В Вашингтоне боятся, что Пекин может усилить иранскую армию

13 марта 2020
695 0 0

Белому дому необходимо тесно взаимодействовать с региональными союзниками, чтобы убедить Китай не вооружать Тегеран современным оружием.

В Вашингтоне боятся, что Пекин может усилить иранскую армию

ABEDIN TAHERKENAREH/EPA

После недавнего устранения генерал-майора Касема Сулеймани, глава китайского МИД Ван И сказал иранскому коллеге Джаваду Зарифу, что их страны должны вместе противостоять «теории однополярного мира и агрессии». Такое риторическое высказывание, кроме очевидной критики действий США, показывает, что 15-летний период, когда Пекин почти не помогал Тегерану в модернизации ВС Ирана, возможно, подходит к концу. Об этом же говорит и то, что во второй половине этого года начнет истекать срок действия эмбарго Совета безопасности (СБ) ООН на продажи оружия Тегерану.

Последние полтора десятилетия Китай придерживался осторожной позиции в отношениях с ИРИ, но сейчас комбинация заманчивых возможностей может заставить его резко поменять иранскую политику. Возвращение к глубокому китайско-иранскому партнерству в области обороны, существовавшему в восьмидесятые годы прошлого века, может придать иранцам смелости, заполнив самые большие бреши в его обороне, и подтолкнуть их бросить Вашингтону новые вызовы. США необходимо действовать в тесном сотрудничестве с региональными партнерами, чтобы убедить Китай не идти по этому пути. Если же американцам не удастся сдержать Поднебесную в отношениях с ИРИ, то им придется уже в недалеком будущем иметь дело с существенно окрепшим в военном отношении Ираном.

Последние четыре десятилетия, после революции 1979 года, китайская стратегия по отношению к Ирану основывалась на внешних факторах и возможностях и системе сдерживаний. С одной стороны, Пекин давно преследовал экономические интересы, особенно, в области экспорта бытовых товаров и инвестиций в иранский нефтегазовый сектор. В 80-е годы ХХ века КНР, к тому же, стала главным поставщиком оружия Ирану и извлекла большую выгоду из ирано-иракской войны.

В основном Пекин поставлял Ирану танки, истребители, бронемашины, ракеты класса «земля-воздух» и противокорабельные крылатые ракеты. Поставки оценивались приблизительно в 1 млрд долларов.

Иран, к тому же, был полезным союзником Китая в его отношениях с двумя супердержавами. Военная помощь КНР помогла сделать из Ирана оплот против Советского Союза и позднее карту в переговорах Пекина с Вашингтоном по многим вопросам, включая поставки американского оружия Тайваню.

С другой стороны, желание покончить с международной изоляцией после разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь и избежать американских санкций заставила Китай сократить сотрудничество с Ираном в ядерной и ракетной программах. После раскрытия незаконной иранской ядерной программы в 2003 году Китай начал уменьшать импорт нефти из Ирана и сокращать поставки оружия, а также дипломатические контакты. В 2010 г. Пекин одобрил широкомасштабные санкции СБ ООН против ИРИ, которые включали и продажи Ирану обычных вооружений.

Несмотря на санкции и дальнейшее сокращение сотрудничества Китай время от времени поставлял Тегерану оружие и ракетные технологии.

Последним сдерживающим фактором был баланс отношений между Китаем с Ираном и с другими региональными странами. Особенно с Саудовской Аравией и государствами на берегах Персидского залива.

Поворотным моментом стали переговоры по Совместному всеобъемлющему плану действий (JCPOA) в 2013-15 гг. Это соглашение помогло Ирану ослабить статус государства-изгоя и создало условия для легальной деятельности в нем иностранных компаний.

Пекин, как нетрудно догадаться, не мог не воспользоваться такой возможностью. В январе 2016 г. в Тегеран прилетел Си Цзиньпин подписывать договор о всестороннем стратегическом партнерстве, которое подразумевало глубокое сотрудничество в энергетическом секторе и в инфраструктурных проектах. Пекин и Тегеран также договорились расширить военное сотрудничество в подготовке личного состава, в борьбе с терроризмом и поставках военной техники, оружия и снаряжения.  

В 2014-18 гг. между Китаем и Ираном произошли как минимум 12 военных взаимодействий, включая заходы военных кораблей в порты, двусторонние учения и диалог на высшем уровне. В прошлом году такое сотрудничество продолжилось. В сентябре 2019 г. командующий ВС Ирана встретился в Пекине с коллегой, после чего совершил поездку на одну из китайских военно-морских баз. В декабре в Оманском заливе состоялись трехсторонние учения Ирана, КНР и России.

Несмотря на возобновление всех контактов в последние годы Китай продолжал воздерживаться от продажи оружия Ирану. Поставки большинства видов обычных вооружений Ирану по ядерной сделке разрешены, но в течение следующих пяти лет после ее ратификации в октябре 2015 г. на каждую такую сделку необходимо разрешение СБ ООН. Причем, для технологий создания баллистических ракет срок необходимости утверждения в Совбезе продлен до 8 лет. Это решение дает США, Великобритании и Франции возможность запрещать все поставки российского и китайского оружия и военной техники. Единственное исключение было сделано в ноябре 2016 г. для России, которая должна была закончить поставку Ирану зенитных ракетных систем С-300 на 800 млн долларов.

Пекин еще никак не отреагировал на предстоящее в октябре окончание пятилетнего «эмбарго» на поставки оружия ИРИ. Естественно, Пекину будет нелегко удержаться от соблазна вернуться на такой заманчивый рынок, как иранский. Здесь следует напомнить, что в списке крупнейших производителей оружия на планете немало китайских компаний. Причем, семь из них входят в первую двадцатку.

Ближний Восток сейчас является крупнейшим рынком для китайского оружия. В 2013-17 гг. китайцы продали в этом регионе оружия и военной техники на 10 млрд долларов.

Иранский рынок заманчив еще и отсутствием конкуренции с американскими и европейскими производителями оружия. Что касается Европы, то европейские компании смогут вернуться в Иран не раньше 2023 года, когда истекает срок действия антииранских санкций ЕС. На иранском рынке присутствуют сейчас лишь российские компании, которые ведут переговоры о контрактах в общей сложности на 10 млрд долларов.

Эскалация напряженности между Ираном и Соединенными Штатами, а также желание американской администрации минимизировать риски усиления иранской армии могут дать Пекину еще одну благоприятную возможность для маневра. Китайская дипломатия может возобновить свою прежнюю практику увязывания поставок оружия Тегерану с другими приоритетами. Например, с сокращением поставок американского оружия Тайваню; приглашением НОАК вернуться на проходящие под эгидой крупные учения RIMPAC; отменой американских санкций против НОАК или снятием других антикитайских санкций США, связанных с Ираном (например, санкций против китайских компаний, которые продолжают покупать иранскую нефть).

Обострение отношений между США и ИРИ на руку Пекину еще и потому, что отвлекает американские силы и внимание от Восточной Азии, которую Китай считает своей зоной влияния. Естественно, в Вашингтоне с этим категорически не согласны.

Следует помнить, что возможности США помешать поставкам китайского оружия Ирану сейчас ограничены. Например, Вашингтон может, конечно, ввести санкции против китайских производителей оружия, которые будут торговать с Тегераном, но в отличие от гражданских китайских компаний производители оружия практически не представлены в США.

Простое убеждение может оказаться эффективнее запугивания и шантажа. Вашингтон может попытаться объяснить Пекину, что модернизация иранских ВС может придать иранцам смелости, что приведет к усилению нестабильности в регионе. Потрясения на Ближнем Востоке Пекину, конечно, не нужны. В интересах Китая, получающего огромный объем энергоресурсов из Персидского залива, стабильная обстановка в регионе.

С другой стороны, в Пекине понимают, что если китайские компании не будут продавать оружие Ирану, то иранский рынок быстро займут конкуренты из других стран и, в первую очередь, России.

К тому же, следует помнить, что соображения политической стабильности/нестабильности на Ближнем Востоке не помешали Пекину в прошлом делиться с Тегераном деталями и узлами баллистических ракет и технологиями двойного назначения. Здесь, однако, может здорово помочь снижение поставок американского оружия Тайваню, очень чувствительная для Китая тема, ради решения которой он может пойти на серьезные уступки.

Еще один способ оказывать на Китай давление в вопросе поставок китайского оружия и военной техники Ирану – создание региональной коалиции для давления на Пекин. Например, гораздо более привлекательным партнером для Китая по сравнению с Ираном является Совет сотрудничества стран Залива. Эта группа арабских стран может значительно помочь, например, осуществлению китайского мегапроекта «Один пояс, один путь».

Арабские монархии Персидского залива, со своей стороны, конечно, против вооружения Ирана, отношения с которым у них оставляют желать лучшего. Так что в этом цели США и арабских нефтяных монархий совпадают.

Поделиться
Комментарии0
24 апреля 2024Украина

США хотят переломить ход спецоперации за счет ракет ATACMS

Американские политики включили в весенний пакет военной помощи Украине ракеты ATACMS....

В Министерстве обороны России состоялось заседание коллегии военного ведомства под руководством Сергея Шойгу.

Портал «Военная платформа» продолжает следить за ситуацией вокруг боевых действий на территории Украины и Донбасса.

9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.