Возвращение на небеса

16 сентября 2019
1 105 0 0

Японские камикадзе подводники не смогли изменить ход войны, потому что оказались малоэффективны.

Возвращение на небеса

Атака камикадзе на американский авианосец "Неустрашимый"The Granger Collection

К 1944 году Япония была на грани поражения в войне на Тихом океане. Страна восходящего солнца утратила технологическое превосходство над американским флотом и авиацией, каким обладала в 1941-42 годах. Большая часть ветеранов моряков и летчиков погибла в боях за Мидуэй и Соломоновы острова. Японцы не смогли подготовить смену и поэтому начали создавать специальные силы шимбу-тай, которые должны были атаковать корабли союзников и погибать при этом. Наиболее известны атаки камикадзе в воздухе. Однако в Стране восходящего солнца в конце войны существовали и программы подготовки других камикадзе. Готовили самоубийц-ныряльщиков; самоубийц, подрывавших танки, самоубийц на крошечных субмаринах, начиненных взрывчаткой, и на управляемых торпедах.

Управляемые людьми торпеды изобрели не японцы. Во Второй мировой такие торпеды с экипажем из одного-двух человек, но не самоубийц, конечно, для проведения диверсий использовали и британцы, и немцы, и итальянцы. Япония, к примеру, использовала  крошечные субмарины Типа А в нападениях на Пирл-Харбор и Сидней. Экипаж почти всегда погибал, хотя теоретически подводники не считались камикадзе. Иная картина была с управляемыми самоубийцами торпедами кайтэн. При использовании кайтэнов никто даже не говорил о возможности спастись. Не удивительно, название таких торпед дословно переводится с японского как «Возвращение на небеса».

Работа над кайтэнами началась в феврале 1944 года. Первые торпеды были готовы к 25 июля 44-го. Испытания проводились на острове Осушима, на котором сейчас, кстати, находится Музей кайтэнов. Через неделю после испытаний последовал заказ на производство для ВМС Японии ста управляемых торпед.

Девятитонная торпеда Типа 1 представляла собой огромный цилиндр диаметром 1 метр со знаменитой торпедой Типа 93, вставлявшейся в заднюю часть для придания торпеде ускорения. Длина всего кайтэна составляла ок. 15 метров. В нем имелись бутылки со сжатым воздухом, балласт и боевая головка со взрывчаткой весом полторы тонны в передней части. Пилот сидел посередине на брезентовом  стульчике и мог контролировать направление движения при помощи перископа.

Управлять кайтэном было трудно. Несмотря на кажущуюся герметичность торпеда протекала. Морская вода, попадавшая в двигатель, иногда взрывалась. Японские инженеры непрерывно усовершенствовали конструкцию. Они разработали пять моделей торпеды с камикадзе, но годной к практическому применению оказалась только первая модель – Тип 1.

В программу пилотов-камикадзе брали молодых людей от 17 до 28 лет. Полтора десятка курсантов погибли во время подготовки главным образом в результате столкновений с макетами судов. Тем не менее, недостатка в желающих отдать жизнь за империю и императора не было.

Существует немало самых разных, зачастую противоположных объяснений того, почему тысячи молодых японцев шли в подразделения самоубийц. Конечно, этому способствовала пресса, создававшая для них образ героев. Сама идея была созвучна древнему кодексу самураев – бушидо, который продолжал высоко цениться в японской культуре и в ХХ веке. К тому же, власти использовали древнюю религию шинтоизм для поощрения самопожертвовавния ради императора.

Для запуска кайтэнов оборудовали 14 эсминцев класса Мацу и легкий крейсер «Китаками», а также 24 подводных лодки. Однако на практике использовались только субмарины, к корпусу которых крепилось от 2 до 6 управляемых торпед. Такие лодки были уязвимы для противника, потому что могли погружаться не глубже 18 метров ввиду того, что кайтэны не выдерживали высокого давления.

При приближении подлодки на 7 км к кораблю пилот занимал свое место в торпеде и происходил запуск. Кайтэн мог развивать скорость до 65 км/час. Примерно в километре от цели пилот мог подняться на поверхность и скорректировать направление движения. Затем он опять погружался в воду, чтобы преодолеть шквал заградительного огня. В случае промаха пилоты иногда предпринимали вторую попытку. Была также предусмотрена возможность подрыва боеголовки вручную. У камикадзе не было иного выхода, кроме подрыва, потому что выбраться из закрытой торпеды они не могли.

Подводные лодки, запускавшие кайтэны, почти все время находились под водой и не могли видеть результатов запуска торпед. Им оставалось только ждать взрывной волны и надеяться, что снаряд попал в цель.

Дебют кайтэнов состоялся во время сражения за филиппинский атолл Улити 20 ноября 1944 года и был успешным. Подводная лодка I-47 приблизилась к американскому танкеру Mississinewa, стоявшему на якоре, и запустила пять управляемых торпед. Первую вел Секьё Нишина, один из создателей кайтэнов. Он взял с собой урну с прахом Хироши Куроки, погибшего во время подготовки.

Только один кайтэн попал в танкер, в котором находились почти 17 тыс. м³ газа. В результате взрыва в небо взметнулась 30-метровая стена огня. Корабль пошел на дно, 63 из 299 моряков погибли.

Экипаж второй субмарины I-36, находившейся под водой, по взрывной волне предположил, что камикадзе потопили как минимум три авианосца. Первое применение кайтэнов было признано успешным. Токио одобрил строительство еще нескольких сотен управляемых торпед.

Второе нападение при помощи кайтэнов произошло в январе 1945 года и оказалось менее удачным: несколько торпед вышли из строя перед запуском, а одна даже взорвалась. Тем не менее, кайтэны попали в три американских корабля и потопили десантный транспорт с морскими пехотинцами. Эсминец Conklin уничтожил японскую субмарину, на борту которой находились 122 матроса.

В феврале-мае 45-го японцы провели еще шесть атак с применением кайтэнов в районе Иво Джимы и Окинавы. Все они оказались неудачными. Действенным оружием против кайтэнов оказались торпеды Mark 24, сбрасываемые американскими торпедоносцами. Часто случались и технические неполадки.

Наиболее удачным было девятое нападение при помощи управляемых торпед. Субмарина I-53 выследила американский конвой. Из шести управляемых торпед две были уничтожены, но остальные прорвались к эсминцу Underhill и потопили его вместе с половиной команды.

28 июля 1945 года подводная лодка I-58 потопила тяжелый крейсер Indianapolis, но командир мудро решил атаковать его обычными торпедами. Позднее он, правда, выпустил и все кайтэны, но два так и не удалось запустить из-за неполадок, а остальные были уничтожены заградительным огнем американцев.

За девять месяцев управляемые торпеды уничтожили всего три американских судна: сторожевой и десантный корабли и танкер. При этом погибли 187 американских моряков. Что касается потерь японцев, то во время атак и тренировок погибли 104 камикадзе, 846 подводников на восьми потопленных субмаринах и 156 техников.

Кайтэны оказались малоэффективным оружием. По эффективности они уступали даже обычным торпедам. К низкой эффективности необходимо прибавить высокий риск обнаружения и уничтожения субмарин, которые их запускали. Тем не менее, японское командование продолжало разрабатывать новые модели управляемых торпед до самого конца войны, ошибочно считая их эффективным оружием против союзного флота.

Поделиться
Комментарии0
17 апреля 2024За рубежом

Косовские игры европейских политиков. Чем чревато вхождение Косово в ПАСЕ?

Непризнанную республику Косово планируют включить в состав ПАСЕ....

123 0 0

Весной 2023 года, после долгих усилий и многочисленных просьб, киевский режим наконец-то получил от США несколько зенитных ракетных систем «Пэтриот» и необходимые боеприпасы для них.

Накануне Дня космонавтики на полигоне Восточный состоялся запуск новой ракеты-носителя «Ангара-А5».

213 0 0
9 марта 2024Украина

Как «Искандер» замедленного действия поразил мобильный комплекс HIMARS?

Теперь ясно, что российские военные успешно уничтожили ракетный комплекс HIMARS, который США поставили Украине. Этот факт был подтвержден всеми тремя вовлеченными странами – Россией, Украиной и США. Интересно, что это первое совместно подтвержденное уничтожение данной системы этими странами с начала конфликта. До этого только Россия утверждала, что уничтожила несколько HIMARS. Стоит отметить, что Украина обладает не одной из этих мобильных ракетных платформ....

В недавнем обращении президент России Владимир Путин сообщил о развертывании и скором боевом применении в войсках тяжелых межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат».

Несомненно, Су-57 считается одним из самых боеспособных боевых самолетов пятого поколения. Несмотря на то, что его современники находятся на действительной службе более десяти лет, его мастерство выделяется. Что касается F-35, то, учитывая воздушное сражение над Газой, его главным достижением является всего лишь перехват одиночной крылатой ракеты хуситов.