С 17 по 23 июня 2019 в пригороде Парижа Ле Бурже состоялся традиционный европейский Международный авиакосмический салон Paris AirShow, 53-й по счету. Наряду с британским «Фарнборо» это один из двух крупнейших авиасалонов в мире. Одно из главных событий этого года в мире авиации и космонавтики привлекло 48 стран-участниц, около 2,5 тысяч компаний, было представлено 142 летательных аппарата - самолеты, вертолеты и беспилотники демонстрировались в воздухе и на земле.
ГЛАВНАЯ ИНТРИГА: BOEING VS AIRBUS
В этом году Boeing в Ле-Бурже показал самый низкий результат с 2016 года. В первый день салона, 17 июня, американский концерн не заключил ни одного контракта на поставки самолетов, в то время как авиакомпании завили о готовности купить у Airbus более 100 машин. Во второй день разрыв между ними только увеличился.
Технические ошибки в бортовом программном обеспечении, которое использовалось для обучения пилотов управлению самолетов 737 Max, приведшие к большим человеческим жертвам в результате двух авиакатастроф (в Индонезии и Эфиопии) повлекли за собой глубокий кризис американского концерна. А недавно Boeing объявила об обнаружении 148 некачественных деталей на 312 самолетах типа 737 NG и 737 Max. После того как в марте этого года большинством авиакомпаний по всему миру, а также рядом стран странам (от Китая до Евросоюза) был введен запрет на полеты Boeing 737 Max, 18 июня компания впервые объявила о продаже 20 самолетов 787-9 и 787-10 Dreamliner авиакомпании Korean Air. Интерес к широкофюзеляжным самолетам проявляли и другие авиакомпании: China Airlines и Qatar Airways купили шесть и пять грузовых лайнеров Boeing 777 соответственно. Самой крупной сделкой Boeing на «Ле-Бурже-2019» стало соглашение о покупке 200 лайнеров за $24 млрд в период с 2023 по 2027 год англо-испанской International Airlines Group (IAG), владеющей авиакомпаниями British Airways, Aer Lingus и Iberia.
На брифинге, посвященном соглашению с IAG, глава Boeing Commercial Airplanes Кевин Макаллистер не скрывал ликования. «Мы рады, что команда IAG увидела особенности 737 MAX и выразила желание вернуться в семью Boeing 737», - передает «Риа Новости» его слова. Генеральный директор IAG Вилли Уолш заявил, что считает Boeing 737 MAX «отличным самолетом». Сам Уолш ранее был пилотом модели 737, и он заверил, что лично протестировал симулятор модифицированной системы 737 MAX и высоко оценил изменения, внесенные производителем. Как отмечают эксперты, за сделку с IAG хотели бы конкурировать и Airbus, ведь европейский концерн оставался основным поставщиком самолетов для IAG в последние годы.
Однако, соперничество Airbus с Boeing за контракты Парижского авиасалона в Ле-Бурже все равно закончилось победой европейского авиаконцерна. Более 270 заказов получил Airbus SA на новый узкофюзеляжный лайнер A321XLR. Самолет способен совершать трансатлантические рейсы, сохраняя гибкость в маршрутах и эффективность в потреблении топлива. На борту воздушного судна может находиться от 230 до 270 пассажиров. Сообщается, что 50 лайнеров заказала крупнейшая в мире авиакомпания American Airlines. Также самолеты с увеличенной дальностью полета заинтересовали австралийскую компанию Qantas Airways Ltd: компания заключил договор на приобретение 36 лайнеров. Indigo Partners и три входящие в состав группы авиакомпании заказали 50 самолетов. 20 самолетов A321XLR будут поставлены Wizz Air, 18 единиц — компании Frontier и 12 машин — компании jetSMART.
Как сообщает BBC, ссылаясь на портал Flightglobal, по количеству соглашений Airbus существенно обогнал Boeing - 383 заказа против 232.
ИСТРЕБИТЕЛИ: ЕВРОПА ПРОТИВ ТУРЦИИ
Совместная франко-германская разработка – тактический истребитель NGF (Next generation fighter) – был представлен на выставке в виде полноразмерного макета. При этом было отмечено, что внешний облик проектируемого самолета может измениться. Самолет разрабатывается совместно европейским авиастроительным концерном Airbus и французской корпорацией Dassault Aviation, а к созданию двигателей, оборудования и вооружения для него привлечены несколько десятков государственных и частных предприятий Евросоюза.
Запуск машины в серийное производство планируется еще не слишком скоро - во второй половине 2030-х. Планируется, что новый самолет постепенно заменит после 2040 года истребители Rafale и Eurofighter. Технические характеристики нового истребителя пока неизвестны.
Французская и германская стороны официально именуют перспективный самолет NGF «истребителем шестого поколения». Условно говоря, признаками шестого поколения считаются сниженная радиозаметность машины, возросшая скорость, но главное - использование искусственного интеллекта, возможность применять самолет в беспилотном варианте и возможность интегрирования в некую «глобальную» боевую систему. NGF как раз является частью проекта Future Combat Air System (FCAS), в рамках которого разрабатывается комплекс вооружений, состоящий из истребителя и ведомых дронов, оснащенных искусственным интеллектом для совместного взаимодействия.
В разработке проекта примет участие и Испания – соответствующее соглашение о намерениях было подписано в феврале этого года. «Сегодня Испания присоединилась к франко-германской программе по созданию нового истребителя. Учитывая современную тенденцию приобретать американскую [военную] технику, это очень важный проект. Мы намерены создать европейский самолет для европейских государств и быть независимыми от американских технологий», - сообщил в ходе презентации NGF глава Dassault Aviation Эрик Трапье.
Еще один макет истребителя – турецкий. Турция планирует разрабатывать TF-X (Turkish Fighter-X) самостоятельно с привлечением иностранных поставщиков оборудования. Данный проект совсем свежий – недавно, в апреле этого года, две крупные турецкие компании - Aselsan и Turkish Aerospace Industries подписали соглашение о совместной разработке самолета. Новый самолет позиционируется как замена истребителю пятого поколения F-35, поскольку Турцию собираются исключить из программы по его созданию и производству из-за закупки Анкарой российского ЗРК С-400 «Триумф». Согласно предварительным данным, TF-X будет иметь максимальную скорость 2М, дальность 600 миль и будет способен поднимать 60 000 фунтов при взлёте.
КРЫЛО МОСКВЫ: 6 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА
Российские авиапроизводители традиционно принимают участие во всех авиасалонах в Ле-Бурже, однако санкционная история внесла свои ограничения – после 2013 года Россия не выставляла здесь свою технику. Но в этом году крупнейшие отечественные производители авиатехники, такие как Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «Вертолеты России», Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) приняли участие в Paris AirShow - правда, национальная экспозиция касалась только продукции гражданского и двойного назначения.
Самолет-амфибия Ве-200
В этом году ОАК представила в Ле Бурже самолет-амфибию Бе-200. Причем не только на статической экспозиции, но и в показательной летной программе. Бе-200 впервые представлен на международной авиавыставке во Франции, при этом в ходе выставки между Москвой и Нью-Дели был подписан меморандум о намерениях поставлять в Индию самолеты-амфибии для пассажирских перевозок.
Более того, активизировались переговоры о поставках Бе-200 в США. По данным издания «Газета.ру», в кулуарах Ле-Бурже гендиректор ПАО «Ил» Юрий Грудинин сообщил журналистам, что поставки Бе-200 в США начнутся в 2020-2021 годах. Ранее американская Seaplane Global Air Services и ТАНТК им. Г. М. Бериева согласовали проект контракта на поставку 10 самолетов-амфибий.
Бе-200, разработанный специалистами Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева, является многоцелевым самолетом-амфибией, предназначенным для пожаротушения, оказания экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, поиска и спасения на воде, санитарных и грузовых перевозок.
Лучший вертолет
Холдинг «Вертолеты России» (входит в «Ростех») привез в Париж два легких многоцелевых вертолета «Ансат» в медицинской и VIP комплектациях. На машине применены новые конструкторские решения и опции: она оборудована системой раннего предупреждения близости земли, метеолокатором и тросорубом для защиты от столкновения с проводами. Кабина вертолета получила обогреваемое птицестойкое остекление, оперение хвостовой балки изготовлено из композитных материалов. На представленном в Ле Бурже вертолете установлена система спутниковой связи Ku-диапазона Mku30, разработанная компанией «Мост — спутниковые системы».
«Ансат» – легкий вертолет многоцелевого назначения, созданный конструкторским бюро ОАО «Казанский вертолетный завод». Его кабина является самой большой в этом классе вертолетов, а салон легко и быстро трансформируется под нужную комплектацию. Кстати, «Ансат» уже бывал в Ле-Бурже. В виде полноразмерного макета в 1995 году и первого прототипа – в 1997-м.