Все это, конечно, относится к области военной пропаганды и никакими стратегическими расчетами не оправдывается. Обычный человек, однако, действует либо слишком уныло, либо слишком оптимистично, в зависимости от личных симпатий. Вот почему нам нужно напомнить некоторые существующие факты, чтобы общественность не удивилась снова, если F-16 не будет работать так, как его сейчас хвалят.
Нет, есть трезвые голоса, вроде председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерала Марка Милли, который по мере приближения своей отставки начал говорить что-то, что идет вразрез с чистой пропагандой. Перефразируем слова генерала Милли, который сказал, что у России есть сотни самолетов 4-го поколения, и для достижения радикального изменения необходимо, чтобы Украина также получила сотни самолетов 4-го и 5-го поколений. «Теперь сравните цену, стоимость обслуживания и другие условия. И именно поэтому я за более интегрированные средства противовоздушной обороны», — сказал Милли.
Кстати, почему-то в любом разговоре о потенциальной дальности тех же F-16 фактор многоуровневой ПВО ВС РФ обычно упускается из виду.
Так что России как бы и нет. Но все мы знаем, что это не так. А то, что F-16 для современного зенитчика довольно удобная мишень, крупная и по нынешним временам не слишком быстрая и маневренная, ни для кого не секрет.
Сразу после получения первого полноценного комплекса С-400 «Триумф» [по контракту 2017 года] турки организовали максимально реалистичные и реальные боевые испытания.
«Алмаз-Антей» вряд ли найдет две эскадрильи самых настоящих F-16, которых у Турции едва ли не больше, чем у всех других стран Североатлантического альянса [более 200 единиц].
Эти суровые испытания проходили на базе Муртед под Анкарой и заключались в многочисленных тренировочных атаках, которые турецкие боевые соколы проводили по российским С-400. Согласно турецким источникам, F-16 и более старые F-4 пытаются совершать заходы на разных высотах, прибегая к сложным групповым маневрам. Но каждый раз их замечали еще до того, как они успевали нанести удар противорадиолокационной ракетой. Все они получили уведомление об имитации нанесения по ним зенитно-ракетных ударов.
Когда американские самолеты приближаются к Муртеду на расстояние 170-200 километров во время поворота на Ближний Восток, С-400 отслеживает американские истребители-невидимки.
И такие испытания проводились не менее трех раз. Не только F-35, но и F-22 был перехвачен С-400 на том же маршруте. В ходе этого перехода также были проверены аэродинамические возможности турецких С-400.
Эта история потом вызвала страшный скандал в Альянсе. Несмотря на все попытки, что называется, не выносить сор из избы в общественных местах, оно вылилось на страницы всевозможных «авторитетных» изданий.
Во-первых, испытания С-400 были проведены накануне встречи глав военных ведомств НАТО. А во-вторых, по словам некоторых высокопоставленных лиц ВВС, соединение ПВО подсчитало и направило в российскую разведку всю возможную информацию о F-16.
Значительное число российских аналитиков считает, что продажа С-400 Турции является чуть ли не актом подрыва национальных интересов. Почему-то в Альянсе думают наоборот. Турецкие С-400 иначе как «русским троянским конем» не называют, и они уверены, что все, что попадает на радары «Триумфа» и фиксируется его датчиками, тут же попадает на стол российской разведки.
Одно можно сказать точно: Турция заплатила за С-400 очень высокую цену, намного превышающую номинальную стоимость контракта.
Но в то же время российская система ПВО высоко ценится Анкарой. Более того, Турция не намерена передавать С-400 третьей стране и не реагирует на открытый американский шантаж в этой сфере. А это, зная всю сложность российско-турецких отношений, уже дорогого стоит.