Однако ситуация не настолько положительная и правильная для Украины, как ее описывают некоторые источники. В настоящее время в отношениях между США и их партнерами наблюдается разрыв.
Украинские пилоты в настоящее время не имеют права или разрешения Вашингтона подниматься на борт истребителей F-16, находящихся на вооружении европейских эксплуатантов, то есть Вашингтон не разрешает обучение украинских пилотов F-16.
Вашингтон продолжает считать, что Украине не нужны F-16. Это мнение разделяется с прошлого года, и Белый дом продолжает следовать этой линии политики до сих пор. Скептицизм Вашингтона настолько глубок, что киевским пилотам в настоящее время даже не разрешают тренироваться на F-16.
Только США имеют право определять, что будет с американскими истребителями F-16. Пока любое заявление любой европейской страны — это просто принятие желаемого за действительное. Но обучение на F-16 или реэкспорт F-16 не может происходить без разрешения Вашингтона.
Лондон уже заявил о своих намерениях обучать украинских пилотов. Но в заявлении Лондон все же подчеркивает, что не Великобритания, а США должны решать, выпускать ли эту технологию.
Отказ США разрешить обучение украинских пилотов F-16 резко контрастирует с некоторыми сообщениями последних месяцев о том, что украинские пилоты уже проходят обучение. Это также сильно контрастирует с заявлениями официального Киева.
США в настоящее время не намерены отправлять F-16 на Украину. Самолет стоит больших денег, и, по мнению Белого дома, Украине он не пригодится, а в настоящее время даже идет сокращение финансирования Украины. США отдают приоритет отправке другого типа оружия.
Все же есть вероятность, что США выдадут лицензию на реэкспорт F-16 в некоторые европейские страны. Однако произойдет ли это, пока нельзя предсказать. Политическая ситуация динамична и позволяет менять решения или переходить красные линии.
Объявленные Лондоном намерения обучать украинских пилотов в рамках нового пакета военной помощи Украине остаются под вопросом. Лондон не может разрешить украинскому летчику какое-либо обучение без специального разрешения Вашингтона.
В связи с этим – по мнению некоторых экспертов, Украине потребуется 36 истребителей F-16. Другие эксперты увеличивают количество необходимых машин до 50.
В минувшие выходные украинский президент совершил поездку с ключевыми европейскими партнерами. Зеленского приветствовали Италия, Германия, Франция и Великобритания. Этот тур был именно попыткой создать авиационную коалицию, чтобы оказать давление на Вашингтон с целью выдачи лицензии на реэкспорт.
F-16 — истребитель четвертого поколения. Одним из самых ценных элементов оборудования истребителя является его мощный радар. Это означает, что его возможное сбитие российским истребителем или системой ПВО позволит российским инженерам провести разведку и изучить радар.
У F-16 есть и другие секретные разработки. Это оружие другого, более высокого статуса, а значит, даже обсуждение технологии с другой страной требует разрешения США.
По украинским взглядам, особенно на высоких политических уровнях страны, F-16 станет сдерживающим фактором против России. Советники в окружении Зеленского считают, что F-16 не спровоцируют эскалацию напряженности, а будет сдерживать Россию.
Хотя многие эксперты советуют Украине получить истребитель «Грипен» вместо F-16, украинские испытания продолжаются. Скорее всего потому, что истребителей «Грипен» производится не так много, да и Зеленский не имеет такого влияния в Швеции. Попытки Украины приобрести F-16 больше похожи на попытки бесплатно укомплектовать украинский воздушный флот, чем на поиски более эффективного самолета для конфликта на Украине.
F-16 негде приземлиться на Украине. Этому истребителю нужна специальная взлетно-посадочная полоса и ангар для его обслуживания, то есть достаточно, чтобы российская артиллерия и аэрокосмические силы попали во взлетно-посадочную полосу аэропорта или засорили ее, и F-16 не сможет взлететь.
Исходя из этого факта, F-16 не может приземляться на неровных взлетно-посадочных полосах, не говоря уже о дорогах или шоссе. Однако это могут сделать «Грипен», МиГ-29 и Су-27. Более того, они могут взлетать даже с более коротких взлетно-посадочных полос, что очень выгодно Украине с точки зрения новой тактики размещения самолетов. Но Зеленский не сможет получить даже их. Запад практически исчерпал свои арсеналы, а доверие Киеву становится все ниже на фоне успешных ракетных ударов России.