И это при том, что все вновь образованные государства, кроме России, на протяжении многих десятилетий (республики Средней Азии) и веков (все остальные) являлись частью Российской империи. Лишь у республик Прибалтики, созданных на штыках немецких интервентов в 1918 году, имелся двадцатилетний опыт существования в качестве самостоятельных государств до вхождения в СССР. Заметим, что опыт не самый удачный. К 1940 году каждая из республик пережила государственный переворот и существовала в условиях авторитарного националистического режима, а у Литвы, к тому же, была оккупирована часть территории (вначале Польшей, а затем Германией).
Особенным креативом отметились околоисторические деятели новой Украины. Наряду с такими самоироничными выражениями, как «сало в шоколаде» и «глобус Украины» в некогда братской республике появились теории первичности и превосходства украинской нации над русским народом.
Апогеем исторического кретинизма стала идея о могучих украх, населявших, якобы, в доисторические времена территорию нынешней Украины и не имевших ничего общего со славянами, пришедшими и покорившими их в качестве захватчиков.
Ряд украинских авторов возводит укров к древним грекам, проживавшим в Северном Причерноморье и являвшимся основателями, не много, ни мало, человеческой цивилизации.
Менее одержимые прослеживают историю украинской государственности с IV – VI веков. В этот период протоукраинцы воевали с готами, заключали союзы с гуннами, совершали военные походы на Балканы, отбивались от аварских племен. Именно такие сюжеты изображены на почтовых марках, выпущенных на Украине в 2003 году.
Государство, которое, по мнению новых украинских историков, существовало на территории нынешней Украины еще в первом тысячелетии, называлось Киевской Русью.
Первоосновой таких вульгаризированных исторических теорий стали работы известного украинского историка и государственного деятеля М.С.Грушевского (1866 – 1931). Он сформулировал точку зрения, согласно которой украинцы являются потомками особого этноса, сформировавшегося в середине первого тысячелетия и отличного от славян. Главная работа Грушевского называется «История Украины-Руси» в 8 томах.
Как видим, уже в названии украинский историк первым ставит Украину, от которой, по его мнению, и произошла Русь. В такой трактовке словосочетание «Киевская Русь» приобретает особое значение – Русь пошла от Киева.
Грушевский родился в г. Холм, на территории нынешней Польши, окончил Киевский университет и после защиты магистерской диссертации в 1894 году преподавал историю во Львовском университете.
На протяжении четырех веков Львов находился под властью поляков, а после первого раздела Польши в 1772 году город стал столицей королевства Галиции и Лодомерии, провинции Австро-Венгрии, в которой поощрялся украинский национализм, как противопоставление польскому и в целях создания проблем России, где также имелись украинские националисты.
Во Львове Грушевским написаны основные труды, составившие его научное наследие. Главная идея теории Грушевского – первичность украинской нации по отношению к славянам, русским.
Ряд исследователей творчества историка полагают, что его работы написаны не без влияния австрийских властей. Такой вывод напрашивается еще и потому, что Грушевский принял деятельное участие в создании Легиона украинских сечевых стрельцов – добровольческого воинского формирования украинцев в составе армии Австро-Венгрии. Легион сражался против русской армии во время Первой Мировой войны. Кстати, одним из командиров Легиона был Степан Шухевич – родной дядя палача украинского народа Романа Шухевича, соратника Бандеры, кумира современных украинских националистов-неонацистов, уничтоженного МГБ в 1950 году.
После того, как в сентябре 1914 года Львов был взят русской армией, Грушевский переехал в Киев, где его арестовали за сочувствие австрийцам и после нескольких месяцев содержания в тюрьме выслали в ссылку.
Работы Грушевского подверглись резкой критике в России сразу же после их выхода. Критики отмечали игнорирование Грушевским важнейших и признанных летописных источников, а также определенную мифологичность его теории. Известный в России в начале XX века общественный деятель Б.М.Юзефович назвал Грушевского «ученым – лгуном», а Киевский университет отказал ему в праве занять должность профессора на кафедре русской истории.
В советское время, в 20 – 30-е гг., работы Грушевского также неоднократно подвергались критике. Позднее, они были практически исключены из научного оборота как националистически ангажированные и псевдоисторические.
В период так называемой «перестройки», на рубеже развала Советского Союза, украинские националистические движения использовали идеи Грушевского о древности украинской нации чтобы обосновать исключительность и превосходство украинцев над русскими.
В современной Украине Грушевский – историк №1, а его теория стала основой националистической идеологии. Её преподают и активно насаждают в умы украинцев, особенно молодежи.
Неудивительно, что историк, выпускник и преподаватель Харьковского университета А.Билецкий, последователь Грушевского, основал и стал первым командиром ультрарадикального националистического полка «Азов» (преступной организации, запрещенной в России).
Безусловно, серьёзным украинским историкам известно, что словосочетание «Киевская Русь» появилось только в 30-е гг. XIX в. Его ввел в научный оборот известный украинский и российский ученый М.А.Максимович, профессор Московского и первый ректор Киевского университетов. Ученый-энциклопедист, друг Н.В.Гоголя, издатель, у которого публиковался А.С.Пушкин, М.А.Максимович был признанным знатоком древних источников и украинской фольклористики.
Он убедительно доказывал, что государственность в Киев была привнесена на мечах варягов. Тогда-то и оформилась Русь – государство по наименованию одного из варяжских племен – руссов (россов), о которых упоминается во многих древних источниках, как отечественных, так и зарубежных. Общепризнано, что древнерусское государство возникло в Новгороде в 862 году, о чем напоминает известный памятник, поставленный в 1862 году в Новгородском кремле и приуроченный тысячелетию России.
Первым достоверно известным русским князем был варяг-рус Рюрик. Два его знатных воина Аскольд и Дир спустя несколько лет взяли власть в Киеве. Последователь Рюрика князь Олег убил Аскольда и Дира и перенес столицу княжества из Новгорода в Киев. Окрепшее при Олеге государство, которое угрожало даже могущественной Византии, М.А.Максимович и называл Киевской Русью, чтобы подчеркнуть его русскость и указать на местонахождение.
С XIX века термин «Киевская Русь» используют многие ученые для обозначения периода русской истории до монгольского нашествия.
Историк отмечал, что даже находясь под властью польских феодалов в XIV – XVII вв. население территорий, которые позднее назвали Украиной, считало себя русскими людьми, а свои земли относили к России.
Что касается понятия «Украина», то оно вошло в широкое, обиходное употребление только в XVIII веке для обозначения земель, находящихся на юго-западных и южных границах России.
Во время польского владычества католические священники и особенно иезуиты вели агрессивную проповедническую деятельность, стремясь обратить православное население в свою веру. Их активно поддерживали польские руководители всех рангов. Православные дворяне не могли рассчитывать на высокие должности при дворе польского короля и в органах управления, а православные купцы урезались в правах, их облагали дополнительными налогами и поборами, чинили препоны в торговле.
Особенно тяжелым положение православных стало после подписания Брестской унии в 1596 г., когда ряд украинских высокопоставленных церковных деятелей перешли под власть римского папы. Православная церковь была расколота на тех, кто в результате унии присоединился к католической вере и тех, кто сохранил верность православию.
Чтобы выжить, многие православные вынужденно принимали католичество.
Но даже в этих условиях местные жители считали себя русскими. Так, приводит пример М.А.Максимович, основательница одного из братств в Киеве писала в 1615 году, что она учреждает его «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского…».
Поясним, что для противостояния агрессивной политике католиков, православные объединялись в братства, просуществовавшие более 100 лет. Последнее православное братство прекратило свою деятельность во Львове в начале XVIII века.
Еще в одном примере М.А.Максимович приводит слова из документа 1629 г., в котором сказано: «Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России…».
Таким образом, государства «Киевская Русь», о котором писал Грушевский, не было. Были русские княжества, называвшиеся по месту своего нахождения – Киевское, Черниговское, Галицкое и т.д.; и было население, которое жило на территории нынешней Украины под властью поляков, сотни лет сопротивлялось польско-католической и униатской экспансии, считая себя русскими людьми.
Мы же должны признать, что модернизированная и вульгаризированная историко-научная теория, придуманная в австрийском Львове, не имеющая ничего общего с действительностью, оказалась удивительно живучей. Подпитанная извне она стала на Украине основой формирования исключительности уже у нескольких поколений молодых украинцев. Наряду с махровыми бандеровскими агитками измышления нынешних псевдоисториков способствуют росту агрессивности и чувству расового превосходства, культивируемого на Украине.
Одурманенные такой идеологией, являющейся по сути фашистской, молодые националисты-неонацисты безжалостно забрасывали «коктейлями Молотова» ОМОН на Майдане, сжигали людей в Одессе, обстреливали мирные города и села Донбасса, не щадя стариков, женщин, детей.
Именно поэтому надо бороться за историческую правду, безжалостно выкорчевывать национал-нацизм в ходе проведения военной операции по денацификации и денационализации Украины.
Еще одна гримаса истории заключается в том, что в IX-X вв. среди западнославянских племен действительно существовало племя укров. Оно населяло земли нынешней Померании (ФРГ и Польша), было покорено германцами, онемечилось и не имеет ничего общего с украинцами.
Вывод один: историю нужно знать, историю нужно помнить, за правду истории нужно бороться.